Сезон 2000-2001 года (Часть 1)

 БОЛЕРО ПЛЮЩЕНКО
Российский фигурист побеждает в Кубке наций 


"Известия" 14 ноября 2000
Герман Прошке 

Очередной - третий этап "Гран-при" по фигурному катанию в Гельзенкирхене, официально именуемый Кубком наций, принес две победы российским фигуристам. Каждая по-своему замечательна. Чемпион Европы Евгений Плющенко впервые на официальных соревнованиях исполнил два четверных прыжка. А чемпионка мира-99 Мария Бутырская впервые в своей карьере сделала в произвольной программе два тройных лутца - прыжка высшей сложности, тем самым заставляя несколько иначе взглянуть на олимпийские перспективы самой опытной фигуристки из числа сильнейших. 

Сегодня уже ничто не говорит о том, какую драму пережил в марте Евгений Плющенко. Победитель абсолютно всех соревнований, на которых ему довелось выступать в прошлом сезоне, Плющенко, напомним, проиграл только один турнир, но самый важный - на чемпионате мира в Ницце он остался без медали. Плющенко и его петербургский тренер Алексей Мишин прибегли к проверенному лекарству от отчаяния. Они забылись в работе над новыми программами. "Мы очень хорошо поработали этим летом", - говорит Плющенко. Для тех, кто видел его премьерный прокат в немецком Гельзенкирхене (выступление на маленьком турнире в Хельсинки в сентябре все же вернее назвать генеральной репетицией), эта стертая фраза исполнена глубокого смысла. В новый сезон Плющенко вступает, как и в прошлый, - фаворитом. Он повторяет свои вчерашние достижения и ставит новые рекорды. 

После "Болеро" Торвилл и Дина следовало бы запретить использовать эту музыку Равеля в фигурном катании. Впрочем, немногие и решались. Надобна либо отчаянная смелость, либо отчаянное невежество, чтобы вступать в состязание с Торвилл и Дином, состязание оттого безнадежное, что всякий, кто видел их олимпийский прокат в Сараево, убежден - ничего лучшего в фигурном катании не было и не будет. Кажется, нужно, чтобы все свидетели того танца Торвилл и Дина умерли, чтобы фигуристы вновь могли спокойно кататься под "Болеро" Равеля. Но покуда свидетели живы, негласное табу на "Болеро" существует и распространяется на все дисциплины фигурного катания - и выступления спортивных пар, и одиночников. 

Евгений Плющенко впервые за последние 16 лет заставил воспринимать "Болеро" помимо Торвилл и Дина. Презентация его короткой программы под знаменитую музыку Равеля прошла на ура. А российский судья до того расчувствовался, что наградил Плющенко "шестеркой" за презентацию. Вопреки этикету, предписывающему давать высшую похвалу спортсменам только по очень большому поводу - на чемпионатах мира, Европы или финалах "Гран-при". 

"Болеро" Плющенко началось с мощнейшего вступления - комбинации тулупов в четыре и три оборота, которую двукратный чемпион Европы и победитель "Гран-при" прошлого сезона впервые исполнил в официальных состязаниях. А затем чисто и эффектно отчеканил все остальные элементы. И хотя главный конкурент Плющенко - американец Тимоти Гейбл исполнил программу не меньшей сложности, его помарка при выезде с тройного акселя оказалась очень весомым аргументом в пользу российского фигуриста. Гейбл мог обойти Плющенко только за счет технической части. В хореографии же, несмотря на то, что сейчас на него работает великолепная калифорнийская команда, Гейбл по-прежнему проигрывает Плющенко очень много. 

Но и на следующий день Гейбл, возможно, самый физически одаренный фигурист современности, не смог переиграть Плющенко в сложности и точности исполнения прыжков. Может быть, Гейбл переволновался. Ему выпало выступать перед Плющенко. Он начал так же впечатляюще, как и на "Скейт Америка", где он обыграл действующего чемпиона мира - Ягудина: тройной флип, фирменная комбинация четверного сальхова и тройного тулупа, но после этого запнулся на тройном ритбергере в комбинации и упал, когда исполнял тулуп в четыре оборота. От того, чтобы не опуститься ниже третьего места, Гейбла спас еще один четверной, который он исполнил под конец программы, что еще раз убеждает в выдающихся прыжковых способностях этого 20-летнего юноши. 

Учитывая ошибки Гейбла, Плющенко и Мишин могли бы и упростить свою произвольную программу. Но она вышла еще более сложной, чем у американца. Начал Плющенко со своего знаменитого каскада из тулупа в четыре и три оборота и двойного ритбергера. Того самого каскада, который он не смог исполнить только раз в прошлом сезоне - на чемпионате мира. После комбинации Плющенко изумил публику еще одним четверным тулупом, после чего с легким сердцем приступил к пластическим номерам программы - дорожкам шагов, вращениям, которые никто в мире не умеет делать красивее его. И, конечно, такая мелочь, как касание рукой льда при выезде с тройного ритбергера, не могла испортить впечатления от новой программы Плющенко. Впечатления почти ошеломляющего. Плющенко впервые в официальных соревнованиях прыгнул два прыжка в четыре оборота. Но это еще не все. "Я планирую скоро включить в программу четверной сальхов. Думаю, что на чемпионате мира победит тот, кто сделает три четверных прыжка в произвольной программе". - предсказывает Плющенко. 

Победа Плющенко хотя и изумительна, но все же была ожидаема - 18-летний спортсмен обязан прогрессировать, удивляют только темпы прогресса. А вот Мария Бутырская поражает как раз тем, что ее выступление опровергает все представления о том, в каком возрасте фигуристу время расти, а в каком лучше вешать коньки на гвоздь. Напомним, что в 26 лет Бутырская впервые выиграла чемпионат мира. В субботу в Гельзенкирхене почти безошибочно откатала произвольную программу, самую сложную в ее карьере. В ее "Семнадцати мгновениях весны" нашлось место шести тройным прыжкам. И ни разу Бутырская не упала, не споткнулась, к чему мы так привыкли в прошлом сезоне. 

__________________________________________________________________________________
ФИГУРЫ ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА 

"Смена" 20 ноября 2000
Даниил Орловский 

Всего три дня продолжался в СКК "Петербургский" четвертый этап серии "Гран-при" по фигурному катанию "Кубок России". Знакомые всем лица, по возможности ежегодно меняющие гардероб и пристрастия в области мировой классической музыки, не столь часто - тренеров и иногда - свое место в табели о рангах, спустя год вновь обкатали невский лед. 

Мастера редкого по красоте, но при этом скупого на турнирные сенсации вида спорта остались более чем довольны зрительским ажиотажем, а болельщики - итоговыми судейскими протоколами. Чеки на 30 тысяч долларов, полагающиеся победителям, получат россияне Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко и Елена Бережная с Антоном Сихарулидзе. В чем, правда, никто не сомневался еще с самого начала. Равно как и в триумфе итальянского дуэта Барбара Фузар-Поли - Маурицио Маргальо, выигравшего турнир танцоров. 

Ну а кто еще мог его выиграть, если дитя прославленного советского хоккеиста и выходец из благородной французской семьи по уже сложившейся традиции российский этап проигнорировали. Но на Марину Анисину с Гвендалем Пейзера, а также всех остальных действующих чемпионов мира, не воспользовавшихся возможностью освежить в памяти красоты северной столицы, обижаться глупо. Исходя из коммерческих интересов звезды первой величины распределяются по шести этапам "Гран-при" равномерно. Поэтому, к примеру, те же Марина и Гвендаль выступят на этой неделе в парижском дворце спорта "Берси", а вице-чемпионы мира из Италии покоряли зрителей в "Петербургском". И покорили. На сей раз блистательным танцем на тему "Ромео и Джульетты". Маурицио, окончательно перевоплотившийся в страстного Ромео из кровожадного Дракулы, столь полюбившегося поклонникам его таланта за последние два года, представил на льду непорочную любовь юного сказочного персонажа к не менее юной особе. Правда, партнерша слегка подкачала (она ли?). В самом начале произвольного танца у Барбары отвалился... кусок платья. Причем, по странному стечению обстоятельств, как раз в тот момент, когда Маурицио предстояло сделать самый сложный элемент. Судьи позволили фигуристам стартовать заново. По большому счету у Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха не было шансов обойти итальянцев. Хотя небольшой шаг вперед российский дуэт сделал. Его нынешняя "Токката" Баха по сравнению с серией невнятных танцев, исполненных на европейском и мировом первенствах в Вене и Ницце, смотрится значительно лучше. 

Год назад главная интрига в этом виде программы происходила за пределами льда. Как вы помните, Анжелика Крылова и Олег Овсянников поставили произвольный танец на ту же музыку, что и Анисина с Пейзера. Правда, тогда ожидавшейся дуэли не получилось. Из-за травмы спины Анжелика очутилась на больничной койке, и в то время еще подопечные Натальи Линичук не вышли на старт. Нынче музыкальная "накладка" произошла у женщин-одиночниц. Москвичка Ирина Слуцкая и уроженка Нью-Йорка Сара Хьюз, не сговариваясь, одновременно вспомнили о "Дон Кихоте" Минкуса. Кто бы мог подумать, что от Кармен (предыдущий образ Слуцкой) до Дон Кихота - рукой подать?! Кстати, движения рук у Ирины во время исполнения программы остались теми же. К тому же новый костюм очень напоминает карменовский. Да и результат тот же - триумф. Хотя справедливости ради отметим, что в произвольной программе Слуцкая, с лица которой по обыкновению не сходила искренняя улыбка, была небезгрешна. 

"О том, что у Хьюз такая же музыка, мы узнали только в Петербурге, - сказала корреспонденту "Смены" тренер победительницы Жанна Громова. - Но мы очень серьезно готовили эту программу. Ира специально ходила в Большой театр, смотрела на постановку "Дон Кихота", чтобы проникнуться образом. Думаю, ей это удалось. Вообще же согласна с тем, что в выборе музыки фигуристы отчасти консервативны. К "Дон Кихоту" часто обращаются. Но еще больший консерватизм наблюдается по части костюмов. Почему? Во-первых, есть определенные традиции. А во-вторых, у женщин многое зависит от фигуры. Поэтому не случайно, что новая работа нашего модельера напоминает о "Кармен". 

Бог, как известно, любит троицу. И нет ничего удивительного в том, что еще одна представительница прекрасного пола воспользовалась творением Минкуса. Танец из "Дон Кихота", правда в короткой программе, исполнила Елена Соколова, минувшим летом перебравшаяся из Москвы в Питер к знаменитому тренеру Алексею Мишину. По словам Мишина, он намерен возродить на берегах Невы женское одиночное катание, да и Лене он не смог отказать. Дебют Соколовой-петербурженки оставил двойственное впечатление. С одной стороны, она резко прибавила в технике, с другой - пока больше напоминает некий вращающийся тяжелый предмет. Правда, это ей не помешало обойти Хьюз и занять второе место, на что, вероятно, обиделись Сара и ее соотечественница Саша Коэн. Прибавить в артистизме Лена твердо намерена. И собирается научиться этому у Евгения Плющенко, с которым теперь занимается в одной группе. 

Выступление чемпиона Европы и победителя финала "Гран-при-2000" стало настоящим хитом турнира. Под рукоплескание трибун относительно высокий блондин любовался только что заработанными двумя оценками "6,0" за представление программы и "девятками" за технику. Даже строгие судьи предпочли не заметить, что Женя исполнил лутц в два, а не в три оборота. Еще совсем недавно Плющенко был этаким озорным мальчишкой, как на льду, так и вне его. Нынче, став серьезнее, он показал и настоящее мужское катание, в котором осталось-таки место для юношеского задора, способного подкупить и зрителей, и судей. Музыка из кинофильмов "Однажды в Америке" и "Смертельный бой" придает его выступлениям особую серьезность, а танго заставляет всех улыбнуться. Столь потрясающий баланс. На смену "Спартаку" и "Цыганочке" пришел образ... Плющенко. Евгений признался, что нынче играет сам себя. 

В высшей степени удачной стоит признать и выбор "Болеро" Равеля к короткой программе. Конечно, любители фигурного катания со стажем, попробовав прикрыть глаза, вспомнили бы прославивших "Болеро" великих англичан Джейн Торвилл и Кристофера Дина. Но Плющенко никогда не позволит вам смотреть в другую сторону! А пределов совершенству не бывает. К чемпионату Европы в Братиславе он, несомненно, "докрутится". Равно как и каскад из двух четверных тулупов, который Женя отрабатывает на тренировках, рано или поздно увидит свет. 

Второе место у мужчин занял другой россиянин - Илья Климкин, что стало для многих неожиданностью. Про этого парня президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев сказал так: "У Климкина есть все, чтобы стать чемпионом мира, кроме... головы". Голова Ильи, по признанию его тренера Игоря Русакова, слишком часто занята компьютерами, с чем наставник и борется. В общем, до сверхпочетных титулов Илье, кстати внешне похожему на чемпиона мира по шахматам Александра Халифмана, пока далеко. 

У большинства чемпионов есть свой почерк. Есть он и у постановщиков танцев. К примеру, в произвольной программе Плющенко чувствуется рука Эдварда Смирнова, а едва вышла на лед Елена Бережная с Антоном Сихарулидзе, как сразу зрители ощутили незримое присутствие несравненного Игоря Бобрина. Духом его школы пропитан каждый элемент невероятно сложной по технике и бесподобной по артистизму новой программы учеников Тамары Москвиной "Чарли Чаплин". Воплотить образ Чарли и бедной цветочницы и при этом не допустить помарок крайне сложно. Даже Москвина признает, что риск велик. Но и на кону стоит многое, а потому риск этот, по мнению Тамары Николаевны, оправдан. Музыка из "Чаплина" узнаваема в любом городе мира, что заранее дает определенные преимущества. По замыслу, как считает Москвина, эта программа стоит выше, чем любая другая. Выбор был обусловлен еще и тем, что многие устали от романтическо-любовного стиля, исповедуемого большинством спортивных пар. 

Этот год для питерской пары, тренирующейся преимущественно в Америке, крайне важен в психологическом плане. Ведь Бережной и Сихарулидзе было не суждено выступать на чемпионате мира в Ницце. Очень некстати поступили непроверенные результаты допинг-пробы Елены, взятой в Вене на европейском первенстве. Бессмысленно было кричать "невиноватая я!" - российский дуэт дисквалифицировали и отобрали у него серебряные медали, честно заработанные в австрийской столице. Медали и призовые потом вернули, но осадок в душе все равно остался. Правда, по словам Сихарулидзе, депрессия, если таковая и была, уже давно прошла... 

Для большинства из выступавших в Питере фигуристов "Кубок России" был первым зачетным этапом "Гран-при". Турнир в Париже многие из них пропустят, но зато выступят в Токио. Там же, в Японии, состоится и финал. Но это будет уже в следующем веке. 

Фигурное катание. "Гран-при". "Кубок России". Технические результаты.
Женщины. 1. Ирина Слуцкая (Россия). 2. Елена Соколова (Россия). 3. Сара Хьюз (США). 
Мужчины. 1. Евгений Плющенко (Россия). 2. Илья Климкин (Россия). 3. Мэтью Савой (США).
Пары. 1. Елена Бережная - Антон Сихарулидзе (Россия). 2. Ксю Шен - Хонгбо Джао (Китай). 3. Дорота Загорска - Мариуш Сюдек (Польша).
Танцы. 1. Барбара Фузар-Поли - Маурицио Маргальо (Италия). 2. Ирина Лобачева - Илья Авербух (Россия) 3. Галит Чейт - Сергей Сахновский (Израиль). 
__________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я "ЗОЛОТОЙ МАЛЬЧИК"
ЛИШЬ ОТЧАСТИ 


"Коммерсантъ" 21 ноября 2000
Валерия Миронова 

Чемпион Европы 2000 года 18-летний Евгений Плющенко выступил на Гран-при в Петербурге уверенно и стабильно. Помимо своей коронной прыжковой комбинации - в четыре, три и два оборота, он включил в новую произвольную программу еще одну - в четыре и три оборота, не оставив никаких шансов соперникам. О том, как он оценивает свои перспективы в новом сезоне, Евгений Плющенко рассказал корреспонденту "Коммерсанта" Валерии Мироновой. 

- На чемпионате мира в Ницце вы оказались лишь четвертым, несмотря на победы во всех предшествовавших соревнованиях. Наверное, это повергло вас в шок? 

- Тем не менее из прошлогоднего поражения я извлек весьма полезный урок. Наверное, я слишком много думал тогда о золотой медали, зациклился на этом вопросе, "перегорел" и не смог преодолеть себя, в первую очередь психологически. Поэтому в этом сезоне я строго-настрого запретил себе думать о каких бы то ни было наградах. На каждое соревнование, на которое выхожу, настраиваюсь одинаково: главное, говорю я теперь себе, это сделать все, что умею и могу. И когда придет пора выйти на лед в Ванкувере, на следующем чемпионате мира, я закрою глаза, отгоню все мысли и начну все сначала. Сделать это будет, конечно, невероятно тяжело. Но я очень постараюсь. 

- Ваша новая короткая программа под "Болеро" Равеля вызвала всеобщий восторг. А вот восприятие произвольной программы было не столь однозначным, хотя здесь вы получили за нее две высшие оценки... 

- На вкус и цвет товарища нет. Лично мне новая программа нравится куда больше, чем прошлогодняя. Может, во многом оттого, что она совсем в ином стиле. Предыдущая программа, выдержанная в чисто русском духе, наверное, была все-таки чуть попроще. Эта же составлена из разных музыкальных кусочков, в том числе танго и джаза, и она мне все-таки ближе. 

- Вы не скрываете, что вашим кумиром всегда был и остается олимпийский чемпион Виктор Петренко, который, кстати, присутствовал на соревнованиях в Петербурге. Каково его мнение о ваших программах? 

- Действительно, я в какой-то мере учился у Петренко и хотел бы на него в чем-то походить. Хотя сам Виктор не считает, что я его копирую. Петренко подошел ко мне и сказал, что, по его мнению, моя короткая программа просто прекрасна. А произвольная... тоже хорошая. 

- Собираетесь ли вы уже в этом сезоне включить в свои программы исполнение комбинации из двух прыжков в четыре оборота? 

- Пожалуй, пока еще не рискну. Хотя на тренировках уже ее прыгаю. Словом, хочу сначала добиться стабильности в ее исполнении, а потом уже выносить эту комбинацию на публику. 

- Реально ли для вас, учитывая вашу молодость и потенциал, в обозримом будущем исполнить прыжок в пять оборотов? 

- Однозначно нет. Сначала надо освоить все четверные. И вот это реально. 

- Вы уже видели новую произвольную программу чемпиона мира и вашего основного соперника Алексея Ягудина? 

- Я видел обе его программы, и они мне очень понравились. Особенно произвольная, на музыку из кинофильма "Гладиатор". К слову, стоило выйти этому фильму, как музыку из него взяли для своих новых композиций сразу несколько известных фигуристов. Насколько я знаю, помимо Ягудина, еще Александр Абт и Элвис Стойко (Elvis Stojko). Вайс тоже хотел, но в последний момент отказался. 

- Когда вы с Ягудиным встретитесь в очном поединке? 

- Очень надеюсь, что на февральском финале Гран-при в Японии, в Осаке. Собственно, для того чтобы мне туда попасть, надо будет сначала хорошо выступить через десять дней на шестом этапе серии Гран-при в Токио, поскольку петербургский этап - первый, на котором я заработал зачетные очки. 

- Ваши костюмы всегда отличаются обилием блестящих элементов, золотых либо серебряных. Это ваше собственное пристрастие или ваших костюмеров? 

- Сам даже не знаю, как это получается. Например, в этом году я говорил своему тренеру Алексею Мишину, мол, давайте, на сей раз обойдемся без излишнего сверкания. Но, как видите, без золота снова не обошлось. Наверное, недаром меня уже давно окрестили "золотым мальчиком". Вот я и оправдываю свое прозвище. Но, пока не стал чемпионом мира, увы, лишь отчасти. 

__________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: НА ЛЬДУ О МЕДАЛЯХ НЕ ДУМАЮ 


"Санкт-Петербургские ведомости" 24 ноября 2000
Елена Оникул 

На "Кубке России" по фигурному катанию, который в минувшее воскресенье завершился в СКК, в одиночном разряде победу одержал Евгений Плющенко. Зрители с восторгом следили за выступлением своего кумира. Несмотря на юный возраст, восемнадцатилетний петербуржец многого добился в спорте. В прошлом году он стал чемпионом Европы, выиграл финал "Чемпионской серии". И все же сам Евгений считает, что раньше не очень серьезно относился к своему делу. 

- Переломным моментом для меня стал прошлогодний чемпионат мира, - вспоминает фигурист, - Тогда мне очень хотелось выиграть. Жил мыслями только о золотой медали. В результате, конечно, перегорел и выступил из рук вон плохо. Расстроился ужасно. Зато теперь четко уяснил, что на соревнованиях надо думать не о наградах, а только о катании. После Ниццы у меня изменилось отношение к спорту. Стал больше работать, смотрю теперь на свое катание критическим взглядом. В этом сезоне попросил тренера Алексея Мишина сделать для меня отдельную тренировку. 

- Когда в группе Мишина катались два Алексея - Урманов и Ягудин, вы постоянно соревновались друг с другом. Ягудина и Урманова теперь нет, не мешает ли отсутствие конкуренции? 

- Нет. Теперь я на каждой тренировке стараюсь выполнить задачу-максимум. Не ухожу со льда, пока не переделаю сорванные элементы. 

- Как родился ваш фирменный каскад из четверного, тройного и двойного прыжков? 

- Я разучивал комбинацию из прыжков в четыре и три оборота. И вдруг Алексей Николаевич Мишин говорит: "Сделай для разминки после каскада двойной прыжок". Я исполнил. А потом Мишин предложил включить его в программу. Честно говоря, не ожидал, что зрители так бурно отреагируют на этот каскад. Мы называем его "четыреста тридцать два". Сейчас, кстати, готовится еще одна комбинация - "четыреста тридцать три". 

- Как складываются сегодня ваши отношения с Алексеем Ягудиным? 

- Я всегда чувствовал, что он косо смотрит на меня. Уже в одиннадцать лет я начал исполнять все тройные прыжки. Алексей сразу же невзлюбил меня как сильного соперника. Ягудин не оскорблял меня, но в разговоре я чувствовал, что он меня недолюбливает. Потом наши отношения немного наладились, но теплота в них так и не появилась. 

- После ухода из группы Алексея Ягудина в вашей работе с Мишиным произошли какие-то изменения? 

- Мы стали больше времени проводить вместе. Часто ходим играть в теннис, бильярд. Алексей Николаевич помогает мне и в быту, 

- Вы занимаетесь другими видами спорта? 

- Раньше очень любил играть в футбол. Мы часто гоняли мяч после тренировок. Но однажды во время игры меня кто-то ударил по ноге, и я сильно потянул связки. После этого Мишин запретил нам это развлечение. Зато благодаря тренеру я пристрастился к теннису. Мы ездили в Англию вместе с двумя его сыновьями - профессиональными теннисистами, Глядя на них, мне тоже захотелось взять в руки ракетку. Сейчас меня тренирует сын Алексея Николаевича - Андрей. 

- Елена Соколова, которая теперь катается с вами в одной группе, как-то призналась, что хотела бы поучиться у вас технике и презентации программ. А кто ваш идеал? 

- Я с детских лет обожал смотреть, как катается Виктор Петренко. Даже когда приходилось рано вставать, а трансляции начинались поздно, меня было не оторвать от телевизора. 

- Как произошла ваша очная встреча? 

- Мы познакомились на соревнованиях профессионалов, когда мне было 16 лет. Так получилось, что я обошел Виктора. Чувствовал себя очень неловко. Хотел подойти к нему, но побоялся. Виктор сам пришел поздравить меня. Я даже начал извиняться перед ним, сказал, что он лучший в мире. 

Петренко по-прежнему остается моим кумиром. Случается, что Виктор подсказывает мне, как лучше выполнить тот или иной элемент. 

- Когда вы приехали из Волгограда в Петербург, то долго жили в квартире своего тренера. Сейчас у вас есть собственное жилье? 

- Да. Не так давно я купил себе квартиру. Хотя в свое время городской спорткомитет и обещал предоставить мне жилье. Впрочем, об этом я уже почти забыл. Понимаю, что страна сейчас переживает трудные времена. Много бедных людей. Я сам стараюсь им помочь по мере возможности. Недавно мы с мамой свезли в два детских дома пять мешков игрушек, которые мне подарили поклонники. Дети были в восторге. 

- Какая у вас мечта в спорте? 

- Осталось два соревнования, которые хочу выиграть - чемпионат мира и Олимпийские игры. 

__________________________________________________________________________________

ТРИ МЕШКА ИГРУШЕК ИЗ ЯПОНИИ ДЛЯ ЕВГЕНИЯ ПЛЮЩЕНКО 


"Время новостей" 6 декабря 2000
Анастасия Литвиненко, Юлия Котариди 

Фигурист Евгений Плющенко из тех, на кого слава свалилась очень рано. Уже в 14 лет он стал чемпионом мира среди юниоров, в 16 - вторым на "взрослом" чемпионате мира, в 17 - первым в Европе. В этом году Плющенко уже стал победителем трех этапов Гран-при. Однако "звездная болезнь" к Жене не пристала, только появилась уверенность в себе и немножко напускная мальчишеская вальяжность. 

- Женя, твой новый имидж связан с какими-то изменениями в жизни? Ты вставил сережку, стильно отрастил волосы. 

- Да нет, ничего не произошло. Просто это была моя давняя мечта. 

- Плющенко на льду и в жизни - разные люди? 

- Думаю, да. Но четкую границу провести трудно. Я не люблю сам говорить о себе, люблю, чтобы обо мне говорили. 

- Ты исполняешь сложнейшие прыжки. Как думаешь, есть ли потолок в развитии техники фигуристов? 

- Мне кажется, нет. Конечно, прыгнуть сейчас пять оборотов нереально, должны пройти десятки лет. Пока нужно освоить все прыжки в четыре оборота. Мы с моим тренером Алексеем Мишиным сейчас поставили другую задачу: выучить еще один или два четверных, кроме тулупа. 

- У тебя в этом сезоне новые программы? 

- В этом году были сложности с выбором музыки и постановкой программ. После чемпионата мира Том Коллинз пригласил меня в турне. Когда я вернулся, тренер предложил музыку, которая мне совершенно не понравилась. Надо было быстро искать что-то новое. В итоге короткую программу я катаю под "Болеро" Мориса Равеля. Сложнее с произвольной. Наверное, это будет "Щелкунчик". 

- Как проходит "звездный" тур Коллинза с участием самых знаменитых фигуристов? 

- Турне длится два месяца. В первую неделю мы ставим общие номера, а остальное время выступаем - иногда по два раза в день. Устаем, конечно. Зато мы путешествуем по всей Америке, много видим. 

- А как ты расслабляешься? 

- У меня много друзей, и не только из спорта. Если не очень устаю, то играю с ними в футбол или теннис, люблю рыбачить. А когда на это нет сил, сижу с родителями дома. 

- У тебя хорошие отношения с тренером? 

- В Волгограде я долгое время катался у Маковеева, и тогда мне трудно было представить, что со мной может заниматься кто-то другой. Когда я приехал в Питер, Мишин отнесся ко мне очень доброжелательно, помогал во всем и просто заменял отца. Мы общаемся не только на льду: вместе играем в большой теннис, бильярд, боулинг, часто встречаемся дома по вечерам, ходим в баню. 

- У тебя огромное количество поклонниц во всем мире. Не устаешь от женского внимания? 

- Внимание всегда приятно. Большая часть моих поклонниц - это японки. Во время выступлений в Японии я собираю по три мешка игрушек. 

- И что же ты потом делаешь с этими мешками? 

- У нас в Питере есть детский дом - помогаю детям. Кстати, последнее время русские девушки тоже ничуть не уступают японским: на этапе Гран-при в Петербурге был полный зал, а после выступления меня просто атаковали поклонницы. 

- А какова обратная сторона медали? 

- Тяжкий труд. Приходится многим жертвовать, но если не трудиться, то ничего не будет. Я посвятил фигурному катанию жизнь, но после завершения карьеры займусь чем-нибудь другим. 

- О чем ты мечтал в детстве? 

- Меня мама отдала на каток в четыре года. А в пять по телевизору я увидел выступление Виктора Петренко. Когда же Виктор выиграл Олимпийские игры, я тоже захотел выиграть Олимпиаду, чемпионат мира и все, что только возможно. Потихонечку моя мечта сбывается. 

__________________________________________________________________________________

АЛЕКСЕЙ МИШИН: ПЛЮЩЕНКО "ТАЩИЛ" ЯГУДИНА ВЕСЬ ГОД 


"Смена" 26 декабря 2000
Даниил Орловский 

Сегодня в Москве стартует чемпионат России по фигурному катанию. По его итогам сформируется сборная страны, которая выступит на европейском и мировом первенствах. Двое учеников знаменитого петербургского тренера Алексея Николаевича Мишина реально претендуют на поездки в Братиславу и Ванкувер. Но если прошлогодний чемпион России Евгений Плющенко вполне мог заранее оформлять соответствующие визы, то Елене Соколовой еще придется побороться за загранкомандировки. 

- Некоторые наши соперники считают чемпионат России второсортным соревнованием. Категорически с этим не согласен, - сказал Мишин в интервью корреспонденту "Смены". - Турнир не так прост. Да и быть национальным чемпионом всегда почетно. Во времена, когда я катался с Тамарой Москвиной, внутрисоветские "разборки" по накалу борьбы и составу участников превосходили даже чемпионаты мира. 

- А сейчас? 

- Ну до мирового уровня мы, наверное, уже не дотягиваем. Но российский чемпионат по-прежнему сильнее европейского. Во всех видах программы, кроме танцев на льду. 

- Президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев предположил, что "несколько молодых перспективных спортсменов" нынче смогут вмешаться в борьбу грандов за место в сборной. Неужели возможны сенсации? 

- Теоретически да. Но если и впрямь появятся незапланированные призеры, то на чемпионатах мира и Европы они получат очень низкие стартовые оценки. Сегодня я не вижу таких исключительно ярких дарований, каковыми в свое время были, скажем, Ирина Слуцкая, Алексей Урманов или Алексей Ягудин. К тому же понятие "молодые" достаточно условно. К примеру, Плющенко сейчас 18 лет. Он моложе своих "молодых" соперников. Но перспективы у российского фигурного катания очень неплохие. Многие специалисты, извините, "каркают", будто мы сейчас живем скудными остатками запасов, оставшихся после социализма. Хотя наши спортсмены, являющиеся продуктом уже постперестроечного периода, достойно выступают на международных юниорских турнирах. 

- Первая в нынешнем сезоне очная дуэль между Плющенко и Ягудиным состоится как раз в Москве. Для вас это разминка или разведка боем? 

- На самом деле я не считаю соперничество моего нынешнего и бывшего учеников столь уж принципиальным. Весь прошлый год Плющенко катался лучше Ягудина. Если сравнивать варианты их лучших прокатов, то Женя был сильнее. Но Плющенко еще надо привыкнуть соревноваться с его главным конкурентом. К сожалению, несмотря на мои просьбы, Евгения и Алексея распределили по разным этапам "Гран-при". А так бы еще в начале сезона выяснилось, кто есть кто. 

- А вы знаете, кто есть кто? 

- Догадываюсь. 

- Тренер Ягудина Татьяна Тарасова недавно заявила, что почти уверена в победе своего подопечного на чемпионате мира в Ванкувере... 

- Подобного рода высказывания очень характерны для московского бомонда. 

- Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения Мишина с Тарасовой? 

- Как нейтральные. Вообще считаю, что вокруг чисто спортивной борьбы Плющенко и Ягудина создается какой-то болезненный ажиотаж. А между прочим, их соперничество является мощным стимулом к развитию не только российского, но и мирового фигурного катания. Весь прошлый год Евгений для Алексея был труднодосягаем, он просто "тащил" Ягудина. Тому пришлось не только в спешном порядке ставить новую произвольную программу, но и пропустить финал "Гран-при". Однако в Ницце Плющенко "перегорел" и проиграл. Это, кстати, положительно сказалось на нашей с Женей дальнейшей работе. 

- С чем связано столь сильное изменение имиджа Плющенко на льду в нынешнем сезоне? 

- Мое тренерское кредо - каждый год показывать многогранность таланта спортсмена. Есть у нас соперники, у которых музыка меняется, а катание остается тем же самым. Я же стремлюсь к разнообразию. Короткая и произвольная программы Плющенко абсолютно разные по стилю. "Болеро" Равеля - это одно, "Once Upon a Time in America" - совсем другое. 

- "Под "Болеро" выступали легендарные англичане Джейн Торвилл - Кристофер Дин. Вы не рисковали? 

- "Болеро" - это мощный пласт, с помощью которого можно показать величие спортсмена. В данном случае - Плющенко. Да, кто попало не имеет права, да и не сможет выступать под эту музыку. Кроме Торвилл с Дином и Плющенко, никто не делал серьезных интерпретаций Равеля. 

- Вот каскад из двух четверных прыжков на официальных соревнованиях вообще никто не делал. Когда он может появиться в арсенале фигуристов? 

- Пока каскад "четыре плюс четыре" запрещен правилами ИСУ. Вот когда разрешат... Сейчас же Плющенко с Ягудиным исполняют все самое сложное из разрешенных комбинаций. 

- А технической подготовкой Елены Соколовой вы довольны? 

- Тут, конечно, еще есть над чем работать. Хотя Лена уже сейчас способна делать все тройные прыжки в любом сочетании. Это редкость для современных девушек. 

- Переход Соколовой от Виктора Кудрявцева к вам обошелся без скандалов, что тоже нынче является большой редкостью... 

- Я, собственно, не понимаю, почему тут должны были возникнуть какие-либо проблемы?! Ну мы же цивилизованные люди! Да, Лена сохранила с Виктором Николаевичем добрые человеческие отношения. И это замечательно. 

- И все же что вас подвигло после долгого перерыва вновь начать работать с женщинами? 

- Хочется восстановить традиции женского одиночного катания в Петербурге. У нас с Леной далекие планы. Если все сложится благополучно, то будем вместе работать еще как минимум четыре года после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Я взял к себе фигуристку, находившуюся на спаде. Думаю, подымаемся мы неплохо. 

- А это правда, что в вашей группе могла оказаться и другая известная одиночница? 

- Действительно, мне поступали предложения о совместной работе от других сильных российских фигуристок... 

- Более сильных, чем Соколова? 

- Да, речь идет о лидерах женского одиночного катания. Но я остановил свой выбор на Лене. 

- Чтобы попасть на чемпионат Европы, Соколовой необходимо обыграть в Москве Викторию Волчкову, которая тренируется как раз у Кудрявцева... 

- Думаю, Лене это по силам. А тренерский фактор вряд ли имеет значение. Соколова хорошо выступила на этапах "Гран-при". На питерском этапе опередила двух американских звезд фигурного катания - Сару Хьюз и Сашу Коэн. И Волчкову тоже. Лена может бороться за самые высокие места. 

- Чемпионат страны по фигурному катанию станет, возможно, последним спортивным соревнованием, на котором в качестве гимна России будет звучать музыка Глинки. Для вас это имеет какое-либо значение? 

- Мягко говоря, не являюсь большим фанатом гимна на музыку Александрова. Однажды вместе со своим бывшим учеником Юрием Овчинниковым я должен был ехать на Олимпийские игры. Накануне мы шли колонной советских олимпийцев по Красной площади - предстояло возложить гвоздики к Мавзолею Владимира Ильича Ленина. Я был в хорошем настроении, радостный и воодушевленный. И тут ко мне подошел ныне покойный Валентин Лукич Сыч и на ушко сказал: "Ты на Олимпиаду не едешь". Объяснения причин сего не последовало. Так вот, этот гимн у меня ассоциируется с временами, когда процветало полное бесправие. 

__________________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО СТРАДАЛ ОТ КОЛИКОВ, А ЯГУДИН
ЗЕВАЛ ОТ УСТАЛОСТИ 


"Вечерняя Москва" 28 декабря 2000
Кирилл Зангалис 

"И все равно мой Леша лучший, он самый лучший", - в сердцах воскликнула Татьяна Тарасова, когда диктор стадиона монотонным голосом объявлял оценки Евгения Плющенко, того самого Плющенко, основного соперника ее любимого воспитанника Леши Ягудина. Да, расстраиваться было от чего. История фигурного катания вряд ли вспомнит, когда в мужском одиночном разряде сразу шесть арбитров поставили высший балл - 6.0! 

Хотя, если честно, создалось впечатление, что судьи все уже решили после обязательной программы. Слишком уж быстро они выставляли оценки "произволки" участникам чемпионата России. Однако результат справедлив. Плющенко смотрелся гораздо предпочтительнее, хотя эпизодами не был похож на себя. Он сильно отравился за несколько дней до чемпионата. А у Ягудина была другая проблема. Алексей прилетел из Америки всего за сутки до соревнований и с акклиматизацией не справился. Казалось, что тут может выстрелить "вечно третий" Александр Абт, но, выступая последним, Александр уже даже не пытался что-либо сделать. Он понимал, что переплюнуть Плющенко ему в этот день не удастся. Откатав ровно, без ошибок, Абт повесил на грудь очередную бронзу. 

На пресс-конференции фигуристы были разговорчивы, несмотря на то, что им нужно было спешить на допинг-контроль. Первым, как заведено, за всех отдувался чемпион. 

- Евгений, создалось впечатление, что вы находитесь сейчас не в лучшей форме. Как вы считаете, по силам ли вам с таким катанием выиграть чемпионат мира и Европы? 

- Я не хочу ничего загадывать. Для начала до этого нужно дожить, между делом усиленно работая (смеется). Может быть, я сейчас не в лучшей форме, но на тренировках мне уже удается прыгать два прыжка в четыре оборота в каскаде. Надеюсь, скоро я буду в полном порядке. 

- А может быть, пять оборотов уже закручивать умеете? 

- Нет, пять еще не пробовал, хотя мысль об этом не дает покоя. 

- А как же вы умудрились отравиться? Прямо перед соревнованиями? 

- Не знаю, может быть, съел что-нибудь не то. Перед короткой программой я почувствовал себя не очень хорошо. Был сильный озноб, меня тошнило, поднялась высокая температура. И только к "произволке" мне стало немного лучше. Но ничего, выдержал. 

Плющенко благополучно отпустили, и на сцене появился шоумен Ягудин. Всем своим видом Ягудин хотел показать, что его серебро не более, чем случайность. После ухода Плющенко почему-то попарилась тишина. То ли спрашивать было нечего, то ли о втором месте разговаривать не хотелось. Тогда Ягудин заговорил сам: 

- Ну, задайте хоть один вопрос серебряному призеру! Или, может быть, вы все исчерпали на золоте? Да, был и чемпионом Европы и мира, неоднократно, прошу заметить, а вот чемпионат России (пауза)... Чемпионат России для меня, пожалуй, больше праздник, чем соревнование. Здесь я был и пятым, и четвертым, и третьим, вот теперь второй. Будем работать. 

- Алексей, а показалось, что вы были уверены в победе. Слишком яростно вскинули кулаки вверх после последнего выступления? 

- Да нет, человек никогда не может быть в чем-то уверен на 100 процентов. Этим жестом я поприветствовал своих друзей и поклонников. 

- В короткой программе вы не были похожи на того Ягудина, который заставлял болельщиков от восторга вскакивать с кресел. 

- Да уж, мне пришлось нелегко. Менее чем за два дня до чемпионата я прилетел из Америки. Дела не отпускали раньше. Никак не мог привыкнуть к другому режиму. Скажу честно, что даже во время выступления я безудержно зевал. Так сильно хотел спать. Однако скажу, что своим катанием я доволен. Главное, что я прошел квалификацию на чемпионат мира. 

- Очевидцы рассказывали, что ваш тренер Татьяна Тарасова так и не смогла смириться с поражением и доказывала всем, что Ягудин лучший. Вы согласны со своей наставницей? 

- Последние три года подтверждают это. Не знаю, как сложатся дела в этом году, но я согласен с Тарасовой: я был лучшим. И это очень трудная работа - оставаться всегда первым. 

- Не сидит ли у вас в подсознании личное соперничество с Плющенко? Не обидно, что он, особо не напрягаясь, обскакал вас в Москве? 

- Не знаю, почему все так думают. Может быть, в России мы и боремся только между собой. Но это же промежуточный этап. На чемпионате мира мною хороших фигуристов, с которыми приходится сражаться. Никакого личного соперничества между нами нет.
__________________________________________________________________________________

МЭТР ПРЕДПОЧИТАЕТ КРАСАВИЦ 


"Труд-7" 28 декабря 2000
Анатолий Антонов 

Как же накалились страсти на льду Дворца спорта "Сокольники", где сейчас проходит чемпионат России. Сенсации следуют одна за другой. В споре мужчин чемпион Европы Евгений Плющенко с удивительной легкостью выиграл короткую программу, получив оценки 5,9 балла. Москвич Александр Абт оттеснил на третье место чемпиона мира Алексея Ягудина. А в борьбе женщин лучшей была чемпионка Европы и России Ирина Слуцкая. Лишь четвертая после исполнения короткой программы экс-чемпионка мира Мария Бутырская. 

Уже два сезона подряд Евгений Плющенко владеет титулом чемпиона России. И похоже, добьется успеха и в третий раз. 18-летний фигурист не просто скользит по льду, а как будто парит над ним, едва касаясь зеркальной площадки. 

- Судя по всему, вы готовы к тому, чтобы всю программу составить из прыжков в 4 оборота? - спросил я Евгения после проката короткой композиции на музыку Равеля "Болеро". 

- Постепенно приближаюсь к этому уровню, - сказал он. - Не исключаю, что к Олимпиаде 2002 года освою почти все прыжки в 4 оборота. 

- Где собираетесь встретить Новый год? 

- Естественно, за праздничным столом. Но вот 1 января у меня очередной прокат - участвую в ледовом концерте в Гармиш-Партенкирхене в Германии. А 3 января выступаю в Японии... 

- Это не слишком большая нагрузка? 

- Для меня лично кататься перед публикой - одно удовольствие, я заряжаюсь новой энергией... 

Наставник Евгения - профессор, заслуженный мастер спорта Алексей Николаевич Мишин привез в Москву целую команду. В его группе три очаровательные девушки - Елена Соколова, Таня Басова, Мария Бубенихина. Все они удачно стартовали в российском чемпионате. Более того, Соколова пока что идет на втором месте вслед за Ириной Слуцкой. 

Сам Мишин считает, что совместные тренировки с таким асом, как Плющенко, явно стимулировали рост мастерства трех его воспитанниц. 

- У нас в группе возникла особая атмосфера, чем-то напоминающая парад фотомоделей, замечает он. - Посмотрите, насколько фотогеничны наши фигуристки, - они очень внимательно следят за своей внешностью, манерами. Не случайно все это - ведь комплименты они получают в первую очередь от Жени Плющенко, любимца публики... 

Что же касается неудачного старта Ягудина (к слову, Алексей тоже два года назад тренировался в группе Мишина), он в своей короткой программе ошибся в выборе каскада прыжков. А в целом-то выглядел очень хорошо. Так что финал у мужчин обещает стать прекрасной репетицией перед чемпионатом Европы. Год назад российские одиночники заняли весь пьедестал почета. Что будет в январе на первенстве в Братиславе? 

В борьбу вступили и танцевальные дуэты. Здесь явными лидерами остаются Ирина Лобачева и Илья Авербух.
_________________________________________________________________________________

ПЯТЬ "ШЕСТЕРОК" ЖЕНИ ПЛЮЩЕНКО 


"Труд" 29 декабря 2000
Анатолий Шелухин 

Первым чемпионом России 2001 года стал петербуржец Евгений Плющенко, который впервые в истории мужского одиночного катания получил пять высших оценок - 6, 0. "Серебро" - у чемпиона мира Алексея Ягудина (Санкт-Петербург), "бронза" - у москвича Александра Абта. 

- Для меня это, пожалуй, самый приятный чемпионат, - сказал 18-летний Женя Плющенко. - Приятно получить третью золотую медаль подряд. И кроме того, мне удался максимально сложный каскад прыжков - один в 4 оборота и еще два - в 3 оборота... 

Действительно, все пируэты Евгений исполнял мощно, на высокой скорости, - отсюда и максимальные оценки судей. Под стать победителю и произвольное катание другого петербуржца Алексея Ягудина. 

Весьма драматично складывалась борьба за "бронзу". Недавний чемпион мира среди юниоров Илья Климкин отличается самобытным стилем, особым изяществом. И он сделал все возможное. Однако Александр Абт, выступавший по жребию последним вслед за Плющенко, не спасовал и был вознагражден за стойкий характер. 

- Увидев "шестерки", полученные Женей, я не дрогнул, у меня оставался последний шанс прорваться в сборную 2001 года, - признался Абт. - И это удалось. 

В парном катании доминировали три дуэта из Санкт-Петербурга. Композиция Елены Бережной и Антона Сихарулидзе на мелодию песни "Полюшко-поле" была признана лучшей. Даже срыв прыжка в 3 оборота не помешал им получить высокую оценку за короткую программу.


__________________________________________________________________________________


ИМЯ СИЛЬНЕЙШЕГО ФИГУРИСТА УЗНАЕМ В ВАНКУВЕРЕ 


"Новые известия" 29 декабря 2000
Оксана Тонкачеева 

Победой 18-летнего питерского фигуриста Евгения Плющенко (на снимке) закончился первый финал чемпионата России по фигурному катанию, проходящий в эти дни в московских "Сокольниках". 

Третий год подряд любые престижные соревнования в мужском одиночном катании сводятся к соперничеству Плющенко и Ягудина. Первый стабильно выигрывает 3-е по счету "золото" России, но трижды не использует шанса стать чемпионом мира. Последний, довольствуясь российским "серебром", а то и "бронзой", в течение 3 лет уводит у соперника мировое "золото" из-под носа. Причем завидная стабильность Плющенко с оценками 6, 0 в решающий момент куда-то улетучивается, оставляя в недоумении даже судей. 

События в нынешнем сезоне развиваются по прошлогоднему сценарию. Евгений успел заработать "шестерки" на 3 этапах "Гран-при" и получить 5(!) высших оценок в "Сокольниках", что в мужском одиночном катании на чемпионате страны, по-моему, никогда не случалось. Ягудин откатался с высшим баллом на этапах лишь однажды, а в Москве не только не блистал, но даже, мне показалось, не особенно старался. "Кому и что мне здесь доказывать? - задал он мне встречный вопрос, когда уже после объявления результатов я поделилась своими наблюдениями. - Не хочу я эти соревнования выигрывать. Принципиально не хочу. Не нервничаю даже, выходя на старт. У меня сложный перелет из Америки позади, а в команду можно попасть и с таким катанием. Поэтому выкладываться не вижу смысла. Главное, я удовлетворен своим прокатом, и Татьяна Анатольевна тоже..." 

Тренер Плющенко - Алексей Николаевич Мишин - от прогнозов на сезон говорить отказался: "Надеюсь, прежние уроки для моего ученика даром не прошли". А Тарасова была, как всегда, эмоциональна. Оценки Плющенко в коридоре катка прокомментировала так, что услышали все: "Все равно Ягудин лучший, и все в мире это знают". До чемпионата в мире в Ванкувере 3 месяца. Возможно, за это время Ягудин и Тарасова, как и год назад, доведут программы до блеска, поймают кураж. Пока же, как ни трудно с этим смириться, лучший Плющенко, и все в мире это знают. 

И еще. Можно по-разному относиться к желанию, точнее, нежеланию 3-кратного чемпиона мира выиграть российское первенство, но в одном он прав несомненно: зачем выкладываться? Если попасть в команду и ему, и Плющенко не составляет никакого труда? Если остальные 15 участников чемпионата не способны составить конкуренцию даже в борьбе за 3-е и 4-е места? Хоть какую-то интригу в соперничестве за третью путевку в сборную внесли далеко не лучшими своими выступлениями Илья Климкин и Александр Абт. Борьба закончилась в пользу последнего... 
__________________________________________________________________________________

ПОЧТИ ЯСНО
Евгений Плющенко завоевал свой третий титул чемпиона России
 


"Известия" 29 декабря 2000
Игорь Порошин 

Несмотря на все бури в короткой программе, соревнования мужчин на чемпионате России по фигурному катанию в Москве закончились почти так, как и предсказывалось. Евгений Плющенко третий год подряд первый, Алексей Ягудин третий год подряд второй. К неожиданностям можно отнести разве только то, что Александру Абту удалось повторить свой прошлогодний успех - третье место. В предстартовых раскладах эта позиция отдавалась Илье Климкину. Но в итоге он остался четвертым. 

То, что в прошлом году звучало еще предположением, сегодня стало утверждением. Утверждением, кажется, печальным. Ибо это и беда, и грех фигурного катания - то, что в нем так мало неопределенности. Теперь же следует признать, что туман, так плотно окутывавший состязание Алексея Ягудина и Евгения Плющенко за звание сильнейшего фигуриста современности, решительно рассеивается. В районе московского парка "Сокольники" случилось столь резкое прояснение в отношениях Плющенко и Ягудина, что любые попытки окутать их туманом будут выглядеть так же странно, как если бы человек показывал пальцем на ясное солнце и при этом спрашивал: "А может, это луна?" 

Со всей решительностью следует заявить, что в "Сокольниках" светило одно солнце - Евгений Плющенко. И затмевало все другие большие и даже огромные звезды. Ягудин, проигравший третью из четырех последних очных встреч Плющенко (прошлогодний чемпионат страны и чемпионат Европы), может и даже должен жаловаться на свой организм, упрямо тянувший его ко сну по зову американского рожка. Устраивать ревизии драгоценных наград, где три золотые медали чемпиона мира парадоксально и эффектно соседствуют с тремя серебряными медалями чемпионата России - нет чемпиона мира в своем отечестве. Но это никак не отменяет прогноз синоптиков: метеорологическая ситуация и в Братиславе на чемпионате Европы, и в Токио на финале "Гран-при", и в Ванкувере на чемпионате мира будет сходной с декабрьской сокольнической. Должно быть ясно. 

Ясность прогноза отнюдь не означает конца интриги. Противостояние Плющенко и Ягудина продолжается. Просто после того, что произошло в "Сокольниках", можно вполне определенно описать набор ситуаций, которые дадут тот или иной его результат. И сразу же следует оговориться, что победа Плющенко предполагает неисчислимое множество комбинаций обстоятельств. В то время как для победы Ягудина всегда будет совершенно необходимо одно условие: для того чтобы Ягудин выиграл, Плющенко должен ошибиться, и ошибиться по крупному. Как, скажем, на чемпионате мира в Ницце, когда он впервые в сезоне не прыгнул свой фамильный каскад из трех прыжков, вообще почти ничего не прыгнул. 

Ягудин признался, что доволен своим прокатом произвольной программы, даже несмотря на то что не прыгнул каскад из тулупов в четыре и три оборота. И в этом признании заключено понимание своих возможностей. Каскад 4+3 - это технический предел Ягудина. В прыгучести Ягудин уступает не только Плющенко, но и Илье Климкину, который сделал этот каскад на третьей (!) минуте произвольной программы и, пожалуй, ни в чем не превосходит сенсационного Клыкова, вместе с Плющенко сделавшего два четверных в одной программе. Уступает и в гибкости - все тому же Плющенко с его цветком Бильман и Климкину с его изумительным проездом в обратном наклоне корпуса почти параллельно льду. Это порождает ситуацию заведомого неравенства. И она только на первый взгляд кажется скучнее прежней неопределенности. Если же разобраться, то положение, при котором Плющенко рассматривается как фаворит, только глубже востребует гений Тарасовой. А Тарасова - это прежде всего гений конъюнктуры, гений игры чувствами публики. И этот гений уже во всю мощь проявился в новой произвольной программе. Удачные игры со Шнитке и неудачные игры в "Ужасы войны" в прошлом сезоне закончены. Начинается настоящая война. Когда могучая голливудская киностудия замечает перед собой спину конкурента, она быстро заканчивает с творческими экспериментами и предъявляет зрителю "Годзиллу". Так поступила и Татьяна Анатольевна Тарасова - тренер по фигурному катанию с лицом "Уорнер бразерс". "Гладиатор" Алексея Ягудина, что ядреный блокбастер, бесцеремонно хватает зрителя за душу, как за грудки, и так до конца номера и не отпускает. Русская публика с ее то ли страхом, то ли презрением по отношению к Голливуду программу не очень-то приняла - вопросов было много. Но ведь после окончания соревнований Тарасова ясно и указала, что эта программа предназначена не для нашей публики. "Ягудин все равно - лучший. И в мире это знают!" - восклицание Тарасовой, которое сочли эмоциональным выплеском, все же больше похоже на декларацию принципов. Полмира посмотрело "Гладиатор", половина из этой половины - со слезами на глазах. В их числе был и Леша Ягудин, как он сам мне признался. И, наблюдая за ледовым побоищем Ягудина, многие героического гладиатора вспомнят если не со слезами, так с чувством. Тарасова утверждает, что в октябре на "Скейт Кэнада" уже на третьей минуте весь зал стоял на ногах. Я видел это выступление в записи, это почти правда - на четвертой. 

Можно спорить о критериях художественности: что является художественным приемом, а что - его профанацией. Нельзя спорить о том, что публика была и остается инструментом воздействия на судей. Этим инструментом, кстати, искусно владеет Тамара Москвина, которая, прекрасно понимая, что в техническом отношении Бережной и Сихарулидзе не уступают, по крайней мере, уже пять пар в мире, сделала до слез трогательную программу. И снижать баллы за какие-то там скучные поддержки в этой ситуации выглядит преступлением перед этими слезами. Судьи - тоже люди. Им не очень хочется выглядеть душителями прекрасных порывов. Поэтому они трижды задумаются, прежде чем казнить за технические просчеты. Абсолютно тем же целям служит и ягудинский "Гладиатор". Так что сегодня у Ягудина примерно те же шансы на выигрыш очередного чемпионского титула, что и год назад. Теперь даже ему и легче. Стратегия вполне определенна: Ягудину остается будоражить публику, быть безупречным в том, в чем он может быть безупречным, и ждать ошибки Плющенко. При солнце легче ориентироваться, чем в тумане. Пусть даже если это солнце - не ты. 
__________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО ОДОЛЕЛ "ГЛАДИАТОРОВ" 



"Санкт-Петербургские ведомости" 29 декабря 2000
Елена Оникул 

Вчера поздно вечером на первенстве России по фигурному катанию определились первые призеры. В мужском одиночном катании в третий раз подряд победу одержал петербуржец Евгений Плющенко. 

Перед началом турнира спортсмен отравился и короткую программу катал с повышенной температурой. Но, несмотря на недомогание, с первого же дня соревнований занял лидирующие позиции. Он продемонстрировал не только сложную технику, но и показал на льду целый мини-спектакль. Еще в ноябре на "Кубке России" тренер его основного соперника Алексея Ягудина Татьяна Тарасова заметила, что в этом сезоне Плющенко сильно прибавил в артистизме. В сочетании с безупречным исполнением четверных и тройных прыжков, выступление чемпиона стало идеалом мужского одиночного катания. Видимо, так же решили и судьи, расщедрившиеся на пять оценок 6.0 за представление программы. 

К сожалению, другой лидер мирового фигурного катания также петербуржец Алексей Ягудин смотрелся не столь впечатляюще. Безусловно, его новая произвольная программа на музыку из кинофильма "Гладиатор" - настоящее произведение драматического искусства. Но, исполняя прыжки, чемпион мира выглядел каким-то растерянным. Почему-то именно на этих стартах Ягудину постоянно не везет. Итог его выступлений - второе место. А на третью ступень пьедестала поднялся еще один исполнитель "Гладиатора" - москвич Александр Абт. 

__________________________________________________________________________________


АЛЕКСЕЙ МИШИН: В СВОИХ СПОРТСМЕНАХ НЕ ОШИБАЮСЬ
Известный тренер продолжает растить звезд фигурного катания в Питере 


"Время новостей" 10 января 2001
Анастасия Литвиненко, Юлия Котариди 

Алексей Мишин на завершившемся накануне Нового года чемпионате России был доволен - его ученик Евгений Плющенко не только стал чемпионом, но и получил высшие оценки за катание. Мишин воспитал много звезд, в том числе олимпийского чемпиона Алексея Урманова, Алексея Ягудина (после первой победы на чемпионате мира-98 перешел к Татьяне Тарасовой). В отличие от многих выдающихся коллег Мишин не переехал в Америку, а продолжает тренировать свою группу в Питере. О том, чего нам ждать от наших фигуристов-одиночников перед главными стартами сезона - чемпионатом Европы и мира, Алексей Мишин рассказал корреспондентам газеты "Время новостей". 

- Кто, по-вашему, сейчас сильнее - Евгений Плющенко или Алексей Ягудин? 

- На мой взгляд, Женя и Алексей сейчас просто недосягаемы для соперников. Именно им предстоит бороться за самые высокие места на предстоящих главных стартах сезона. После того как Ягудин ушел к Татьяне Тарасовой, мы с ним сохранили нормальные отношения, и я его очень уважаю как спортсмена. Но думаю, что Плющенко сейчас все-таки сильнее. 

- Говорят, китайские спортсмены уже делают прыжки в пять оборотов. А нашим это под силу? 

- Пять оборотов еще никто не прыгал. А что касается технического роста, то это бесконечный процесс. 

Даже Евгений Плющенко, который делает уникальный каскад из четверного, тройного и двойного тулупов, много над чем еще должен поработать. Сейчас мы осваиваем все четверные, а четверной сальхов готовим непосредственно к соревнованиям этого сезона. 

- В последнее время в вашей группе появилось много девушек, в том числе Елена Соколова... 

- С девочками работать сложнее. То сегодня она влюбилась, то завтра с горя шоколаду объелась. С мальчиками спокойнее. Хотя раньше я больше работал с девушками. В юности даже был тренером специализированной группы женского одиночного катания. Мои воспитанницы выступали на чемпионатах Европы и мира. Что касается Лены Соколовой, то она попросилась ко мне в группу, и я решил ей помочь (Лена перешла к Мишину от Виктора Кудрявцева в мае 2000 г. - Ред.). Веселая, задорная, выразительная девушка, думаю, у нее большое будущее. 

- А как сейчас поживает Алексей Урманов? 

- После ухода из любительского спорта Алексей какое-то время жил и выступал в Америке. Сейчас он тоже много ездит по миру с выступлениями. но живет в основном в Питере. Сам тренируется как профессиональный артист и фигурист и уже начал тренировать детей - у него сейчас два ученика. Думаю, ему нравится эта работа. 

- Что необходимо, чтобы вновь вернулся массовый интерес к фигурному катанию? 

- Во-первых, надо, чтобы улучшилась социально-экономическая обстановка в стране. Во-вторых, сегодня мы, к сожалению, поменялись местами с заграничными коллегами. Раньше мы их догоняли: смотрели, изучали их работу, а они спали, думая, что самые лучшие. Теперь же мы немножко "заснули": глобально пока соперники нас не опережают, но порой наносят серьезные уколы. Если посмотреть на юниоров, то мальчики и девочки из других стран наступают нашим на пятки, а в юношеском парном катании мы уже не являемся лидерами... 

- Все ваши воспитанники очень вас любят и порой сравнивают с отцом. 

- У нас с ребятами существуют очень теплые и глубокие внутренние взаимоотношения, взаимосвязи. Но это не связь отца и сына. Я думаю, что ребенка надо любить по определению, а ученика любишь за то, что он хороший. 

- Вы когда-нибудь ошибались в своих спортсменах? 

- Ни разу. 
__________________________________________________________________________________