Сезон 2004-2005 (Часть 7)

 МАМА МНЕ СКАЗАЛА, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПРОИГРЫВАТЬ! 
"Советский спорт" 29 января 2005
Дарья Сребницкая 
В интервью корреспонденту "СС" Евгений Плющенко рассказал, как зрители мешали ему выполнять короткую программу. 
- Перед произвольной программой я позвонил своей мамуле в Питер. Она сказала, что проигрывать нельзя и нужно бороться. Звонили друзья, говорили: "Ты лучший! Не расслабляйся!" Их поддержка очень мне помогла, - говорит Плющенко. 
- Правда, что вы считаете, что у вас сегодня нет соперников? 
- Наверное, все-таки есть, раз я проиграл в короткой программе. Но настрой был и остается один - прежде всего я должен соперничать с собой, а не с Брайаном Жубером, Стефаном Ламбьелем или, допустим, Андреем Грязевым. 
- Сложно кататься, когда чувствуешь за спиной соперников? 
- Нет, не сложно. У меня уже большой соревновательный опыт. Я прекрасно знаю, что такое бежать, догонять или быть лидером. А на этот раз вспомнил, что раньше постоянно догонял таких великих спортсменов, как канадец Элвис Стойко, американец Тодд Элдридж, француз Филипп Канделоро, наши Алексей Урманов и Алексей Ягудин. И приходил тот час, когда выигрывал у них. Так что игра в догонялки для меня не впервой. С другой стороны, мне уже давно тяжело выступать, потому что я вижу тех, кто не любит меня и мечтает "побить". Ведь на протяжении долгих лет я остаюсь первым, поэтому многие, наверное, от меня устали. Тяжело всегда кататься хорошо, чисто. Могут быть и ошибки… 
- Бытует мнение, что вы хорошо катаете программы, образ которых вам близок. 
- Верно. И хочу сказать, что в короткой программе атмосфера в зале была для меня не самая приятная. "Лунная соната" (постановка Плющенко в сезоне-2004/05. - Прим. ред.) должна исполняться при полной тишине. А на трибунах стоял шум-гам из-за того, что было много детей. Я уже встал в первую позицию, и музыка зазвучала, а родители все никак не могли их утихомирить. Слава богу, на следующий день была другая обстановка, другая публика и другой образ - Крестного отца, который я чувствую лучше. 
- Вас не смущает, что зал немножко маловат для столь представительных состязаний? 
- Меня смущает более, на мой взгляд, важный момент - тренировки проводятся на отдельном катке в десяти минутах езды от главного. Кроме того, утренняя практика начиналась в половине седьмого утра. И это было ужасно! В принципе можно понять организаторов турнира - не им кататься. Но хоть какое-то уважение к спортсменам должно быть, они должны приходить на соревнования выспавшимися. Причем с кем из ребят ни поговорю - все недовольны. Я даже предложил: "Давайте соберемся вместе с тренерами и поставим вопрос о тренировках ребром". Нам же выступать здесь через год на Олимпиаде. 
- Взяв на себя роль профсоюзного лидера, не боитесь навлечь гнев чиновников из Международного союза конькобежцев? 
- А это в принципе не моя идея - общая. У меня и в мыслях не было устраивать демонстрации. Можно ведь по-хорошему договориться, подсказать, подкорректировать какие-то неудачные моменты. 
 
ЖУБЕРА РАСПЛЮЩИЛИ
Получив холодный душ, Евгений Плющенко собрал волю в кулак 
"Советский спорт" 29 января 2005
Дарья Сребницкая 
Россиянин Евгений Плющенко четвертый раз завоевал европейское золото. Воспитанник Алексея Мишина опередил француза Брайана Жубера, лидировавшего после короткой программы. 
Жубер, откатавшийся первым в разминке сильнейших, внимательно следил за выступлением Плющенко. Женя стартовал предпоследним, пятым. Собственно, Брайан, допустивший помарки в тройных тулупе и лутце, мог уйти за кулисы с середины программы противника. Ведь уже тогда было ясно, что выполненный чисто каскад из четверного и тройного тулупов с двойным риттбергером, тройной аксель с тройным лутцем и парочка других сложных прыжков принесут Плющенко золотую медаль. 
Француз, победитель европейского первенства-2004, после пожал Мишину руку и произнес: "Сегодня Евгений лучший!" И улыбнулся. Он радовался, потому что прибавил в мастерстве. И если в декабрьском финале "Гран-при" в Пекине проиграл Плющенко более 40 баллов, то на этот раз отрыв составил всего каких-то три. 
Итак, в туринском Дворце "Палавела" победа Плющенко была безоговорочной. А вот катание не слишком убедительным. К примеру, в конце он не докрутил оборот в тройном риттбергере… С помощью Мишина я попробовала разобраться, почему Плющенко уступил Жуберу в короткой композиции и как избежать подобных инцидентов в дальнейшем. 
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ. СИЛА ВОЛИ 
- Подготовка у Жени пошла комом, когда мы узнали, что ему предстоит участвовать в незапланированном турнире - финале "Гран-при", - рассказывает Мишин. - А в начале января он стартовал на чемпионате России в Санкт-Петербурге. В родном городе Женя выложился по максимуму в двух видах программы и показательных выступлениях. Это был блестящий прокат. Но изначально мы предполагали, что такое катание Женя должен продемонстрировать именно в Турине, а не в Питере. И после российского старта он очень долго не мог войти в "курс дела". Даже когда приехал сюда, у него была вялость, тяжесть какая-то… 
После короткой программы, когда ситуация была, скажем прямо, пиковая, я сделал психологический ход - взял протокол с базовой сложностью произвольных композиций одиночников (у Плющенко эта цифра составляла 167,40 балла, у швейцарца Стефана Ламбьеля, который был третьим после первого дня соревнований, - 136,01, у Жубера - 135,00. - Прим. ред.). И сказал: "Ну и с кем здесь бороться? Давай-ка собери волю в кулак!" Женя меня понял и шансов оппонентам на золото не оставил… 
ПРИЧИНА ВТОРАЯ. ПОВЕРИЛ В СИЛУ СОПЕРНИКОВ 
- Женя, видите ли, поверил, что сегодня он непобедим! - продолжает тренер. - А у меня жизненный принцип совсем другой. Спортсмен может говорить, что не имеет соперников. Но я-то знаю - свято место пусто не бывает. И даже рядовой фигурист может к тебе приблизиться. К примеру, на первенстве города, если ты дал слабинку... Тот же Андрей Лутай (одиночник из группы Татьяны и Алексея Мишиных. - Прим. ред.) в состоянии у Плющенко выиграть, если хорошо откатается. Поэтому перед любым турниром я говорю Жене: "Не промахнись!" 
Нет таких соревнований, на которых можно выйти и "прогуляться"! Главное - нельзя проигрывать самому себе. Ты трехкратный чемпион мира! Должен держать марку, примитивно говоря. И не опускаться ниже какого-то уровня. 
В финале "Гран-при" Жубер был пятым, а Женя победил, подумав, что и чемпионат Европы дастся ему малой кровью. А получив холодный душ в короткой программе, засомневался в своей исключительности. То есть встряска пошла ему на пользу. 
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ. НУЖНЫ СУПЕРШЕДЕВРЫ 
- То, что мы видели в короткой программе, я бы назвал гримасами новой системы судейства, - говорит Мишин. - Лично мне абсолютно не понятно, как Женя, который поднимает зал, получает за компоненты своей постановки, к примеру, хореографию и интерпретацию программы, всего-то на полтора балла больше Жубера. Выходит, тот, кто пытается сделать шедевр, зря старается. И достаточно представить энергичный свежий силовой прокат для получения высочайшей второй оценки. Конечно, хорошо, когда человек летает, а не ползает по болотам. Да, у Плющенко не было свежести, которая убивает наотмашь. Тем не менее он, как мне кажется, при любых условиях все-таки в "другой группе". И как тогда надо изгаляться, чтобы оторваться от соперников?! Притом, замечу, я далек от обвинений в адрес арбитров. Просто правила таковы, что оценки нивелировались: 8,00; 7,75… 
ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ. МУЗЫКА - МОЛОДЕЖНЫЙ БИТ 
В произвольной программе Плющенко, бесспорно, был на голову выше остальных по артистичности. Но большое значение имеет и музыка, которую выбирают спортсмены. Второй сезон с Евгением работает его приятель - венгерский скрипач, лауреат двух всемирных конкурсов скрипачей Эдвин Мартон. Он сделал для Жени уникальную обработку мелодии Нино Роты из кинофильма "Крестный отец". 
Мартон сейчас здесь, на чемпионате Европы. Скромный молодой человек дрожит от холода. Одет в легкий, не по холодной туринской погоде, пиджачок. Один из российских журналистов, узнав, что это и есть знаменитый музыкант и тотчас вспомнив весь запас иностранных слов, кричит ему на английском: "Thank you!" ("Спасибо!") Но Эдвин хорошо говорит по-русски. Как-никак восемь лет учился в музыкальной школе при Московской консерватории. Затем продолжил образование в Нью-Йорке. Мы познакомились еще на прошлогоднем чемпионате Европы в Будапеште. 
- Трибуны, а это, как правило, десять тысяч зрителей, хотят видеть чудо. Плющенко, согласитесь, чудо! Стало быть, от него ждут программ, выходящих, как говорится, за рамки… А ему, в свою очередь, нужна поддержка. Поэтому я специально сделал такую быструю аранжировку музыки Нино Роты - чтобы публике было удобней хлопать. Добился того, что зал гудел, - рассказал мне Мартон. 
- Правда, что вы переделали музыку так, чтобы акцент был сделан на движения фигуриста? 
- Да, Женя несколько раз был в моей будапештской студии, показывал, что хотел бы видеть в музыкальном сопровождении. Я ему играл, кстати, на своей скрипке Страдивари 1698 года. Она сейчас в Будапеште и "подъедет" в Турин к воскресенью. Я буду играть на ней во время Жениного показательного номера. 
- А ты, Эдвин, чувствуешь, что теперь совершенно другая музыка звучит? - спрашивает пробегавший мимо нас Мишин. - Я перерезал ее девять раз… 
- Да, мы перерезали ее девять раз, - автоматически повторяет Мартон. 
- Нет, я перерезал! - Мишин делает акцент на втором слове. - А вообще-то Эдвин сделал невозможное. Долго соединял куски музыки с разными произведениями, например, "Застольной" из оперы "Травиата" Верди. Но не получалось. Он тогда взял одну тему, любви, из "Крестного отца". Остальное написал сам! Так что никакого Нино Роты там нет. Есть молодежный бит, который нужен болельщикам. И в этом как раз талант Мартона и проявился. 
 
РЕВАНШ 
"Спорт-Экспресс" 29 января 2005
Елена Вайцеховская 
ПЛЮЩЕНКО ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЙ! 
Завоевать титул в первый раз - сложно, но куда проще, чем потом отстаивать его. Что уж говорить о ситуации, когда титул этот может стать уже четвертым по счету - и к тому же год назад был утерян. Нетрудно предположить, насколько сильно трехкратный чемпион мира Евгений Плющенко хотел вернуть себе европейскую корону! 
И - вернул. Но таким уставшим, как после произвольного проката, Плющенко не был еще никогда. 
- В этом сезоне мне не везло с самого начала, - сказал он, едва закончив выступление. - Сначала подготовка была нарушена из-за травмы, потом получилось так, что, независимо от моего желания, увеличилось количество стартов. Когда в начале января закончился чемпионат России и мы приступили к подготовке к европейскому первенству, я понял, что никак не могу восстановиться. Все давалось с невероятным трудом. Думаю, что неудача в короткой программе (Плющенко проиграл Жуберу полтора балла. - Прим. Е.В.) - результат именно этого. Перед выступлением в произвольной программе я пришел к выводу, что нет никакого смысла думать о соперниках: спорить предстояло лишь с самим собой. И очень рад, что в этом споре мне все же удалось взять верх. 
Тренер четырехкратного чемпиона Европы Алексей Мишин был искренне горд за ученика. 
- Я никогда не ставил перед Женей цель выиграть во что бы то ни стало, - сказал он. - Но всегда говорю ему: ты трехкратный чемпион мира и должен понимать, что, в каком бы состоянии ни был, не можешь позволить себе опуститься ниже определенной планки. Этого как раз и достаточно, чтобы стать первым. 
Эта победа особенно ценна - поскольку год назад в Будапеште россиянин, уступив французу Брайану Жуберу, потерял звание сильнейшего на континенте. И, естественно, был одержим желанием взять реванш. 
В реальность того, что Плющенко сможет завоевать свое четвертое европейское золото, после короткой программы верилось мало. Даже коллеги из Санкт-Петербурга, отчаянно болеющие за своего спортсмена, начали вспоминать, что в карьере Плющенко почти не было примеров, когда фигурист, завалив короткую, безошибочно справлялся с произвольной. Мол, раз уж занервничал, то это надолго. 
Не очень повезло чемпиону мира и с жеребьевкой. Он должен был кататься предпоследним, после всех основных соперников. А это всегда непросто. Но, пожалуй, главным, что осложняло Евгению его задачу, было то, что все остальные, включая действующего чемпиона Европы Брайана Жубера, ставили в финале куда более простые цели. 
Даже самые великие спортсмены рано или поздно начинают проигрывать. Приведу один пример - из плавания. Александр Попов уничтожал соперников на всех турнирах подряд в течение семи лет, и казалось, так будет всегда. Но однажды его тренер Геннадий Турецкий оборвал мою восторженную тираду фразой: "Надо понимать, что вероятность поражения постоянно увеличивается. Соперники готовятся целенаправленно "на Попова". Их число растет, а главное - ни перед кем не стоит задача побеждать всегда и везде. Вполне возможно, что не Попов, а кто-то другой окажется в день старта в лучшей форме, настроении, желании соревноваться, чем Саша. Нужно быть готовым к такому повороту событий заранее. Иначе поражение может нанести сильнейший психологический удар, оправиться от которого будет крайне тяжело". 
ПЛЮЩЕНКО 
Прошлогоднее поражение в Будапеште стало для трехкратного чемпиона мира именно таким ударом. И тем не менее у этой ситуации были свои плюсы: Плющенко впервые понял, что его колоссальное преимущество над соперниками может растаять без следа даже из-за единственной ошибки. 
Победы на чемпионате мира в Дортмунде, на этапе "Гран-при" в Москве, а затем и в финале чемпионской серии, причем с колоссальным отрывом от конкурентов, вернули уверенность. Но здесь, в Турине, спортсмен вышел на короткую программу с потухшими глазами. Не катался - вымучивал из себя "Лунную сонату". И проиграл. 
- Устал, - сказал он журналистам в микст-зоне. 
Это вовсе не было попыткой оправдаться, хотя многие восприняли признание Плющенко с иронией: мол, с чего устать человеку, столь роскошно начавшему первую половину сезона? 
На самом деле ответ был совершенно честным. Люди, выступающие на высочайшем уровне много лет, устают не от нагрузок. От постоянного напряжения нервов и необходимости в любом состоянии становиться первым. 
Тот же Попов как-то сказал в порыве откровенности: "Мне вновь и вновь приходится пересиливать себя. Стометровка вольным стилем - дистанция, на которой я стартовал бесчисленное количество раз. И которую знаю до каждого сантиметра. Иногда становлюсь на тумбочку - и понимаю, что меня начинает тошнить от одного вида воды и необходимости прыгать в нее и начинать работать". 
- Поймите, - втолковывал корреспонденту "СЭ" уже после победы Плющенко его тренер Алексей Мишин. - Мы ведь совершенно не рассчитывали, что придется стартовать в финале "Гран-при". Но после того, как Женя выиграл этап в Москве, а чуть позже от участия в финале из-за травмы отказался Джонни Вейр, стало ясно: не ехать в Китай мы не имеем права. Можно было, конечно, найти отговорку, сослаться на травму, но вдобавок ко всему у Плющенко было запланировано выступление в шоу, которое начиналось буквально на следующий день после окончания финала в Китае. Сами понимаете: если бы он пропустил соревнования по состоянию здоровья, но при этом поехал бы на шоу, снова возник бы скандал, который никому не пошел бы на пользу. 
Вот и получилось, что, выступив в Китае, Женя потерял две недели нормальных тренировок. Потом блестяще откатался на чемпионате России - именно на таком уровне мы планировали выступить и в Турине. И выступили бы, если бы не получилось лишнего старта. Отказаться же от соревнований в Санкт-Петербурге было невозможно - мы не имеем права так поступать по отношению к своим зрителям. 
Надо отдать должное Мишину: за сутки, отделившие финал от короткой программы, он сумел привести ученика в нормальное соревновательное состояние. На вопрос: "Как удалось?" - ответил: 
- Я просто показал Жене протокол, в котором указаны лучшие результаты всех участников. И спросил: "Ну и с кем ты собираешься соревноваться? Ты даже думать об этом не должен. Надо просто сделать все, что умеешь. И все вопросы о чемпионстве отпадут автоматически". 
ЖУБЕР 
Вопреки распространенному среди журналистов мнению, что спортсмен, выходя на старт, только и думает о том, как и кого победить, так не бывает почти никогда ни в одном виде спорта. Любой тренер, если, конечно, он не полный идиот, может ставить воспитаннику лишь одну задачу: сделать все, что наработано в тренировках. Бороться за каждый элемент до самого конца программы. Каким получится результат - вопрос второй. 
Задачей Жубера было именно это. Только вот на момент начала чемпионата в активе француза была лишь одна неделя нормальных тренировок. 
- Представляете, - говорил он, - за полтора года, что прошли с момента моего разрыва с Вероник Гийон, у которой я до этого катался 15 лет, мы не то что не разговаривали, но даже не здоровались - так велика была обида друг на друга. До сих пор не могу понять, почему Вероник согласилась снова начать работать со мной. Но на первой же тренировке я с удивлением почувствовал себя так, словно не было никакого перерыва. Все то же понимание с полуслова, с полувзгляда, и... В общем, я был полным дураком, что не попробовал вернуться раньше. 
В Турин Гийон приехала, но сразу предупредила ученика, что не сможет остаться с ним до конца соревнований - должна возвращаться в Пуатье и везти другую свою ученицу на юниорское первенство страны. От Брайана же требовалось одно: прокатать программу по возможности без ошибок. 
С этой целью из программы фигуриста был исключен второй четверной прыжок. По мнению Гийон, готовность Жубера к чемпионату не позволяла рассчитывать, что фигурист справится с максимально сложным вариантом программы без потерь. 
Полностью избежать ошибок не удалось: при базовой стоимости исполненных элементов 70,0 (на 2,7 выше, чем у Плющенко) результат за технику с учетом всех снятий составил 69,71. Но в целом Брайан остался доволен: личный рекорд он превысил почти на 25 баллов. 
- Я совершенно не рассчитывал, что справлюсь со своей программой, - говорил Жубер. - Понимал прекрасно, что не готов к этому функционально, может не хватить сил. Поэтому искренне горд тем, что сделал. Меня совершенно не огорчает, что золото получил не я. Евгений заслужил его гораздо больше. Зато теперь знаю, что сумею справиться и с более сложными задачами. Стало ясно, что именно требует доработки. Надеюсь, что к чемпионату мира сумею подготовиться гораздо лучше. 
ЛАМБЬЕЛЬ 
Объективно швейцарец Стефан Ламбьель никак не должен был составить конкуренцию двум сильнейшим. Два месяца тренировок, из которых львиная часть времени ушла на разработку прооперированного колена, оставляли не так много поводов для иллюзий. 
Так и получилось. Ламбьель продержался половину программы, в которую из прыжков уложились тройной аксель с недокрутом (засчитанный по этой причине как двойной), прекрасный четверной тулуп, тройной риттбергер и каскад 3+3 из флипа и тулупа. Но на этом запас сил кончился. Двойной тулуп, "бабочка" вместо тройного лутца, неудачная попытка исполнить сорванный элемент еще раз никак не могли содействовать высокому результату, даже несмотря на потрясающие вращения и хореографию. 
В произвольной швейцарец остался седьмым. В итоге - четвертым. Но предоставил массу информации для размышлений: если этот парень способен так кататься после столь короткого реабилитационного периода, что же он покажет через год - на Олимпиаде? 
Поэтому почти ни у кого не осталось сомнений: не Штефан Линдеманн, получивший в Турине бронзу, не Фредерик Дамбье, финишировавший в произвольной четвертым, а именно Ламбьель остается человеком, способным доставить лидерам наиболее крупные неприятности. 
ГРЯЗЕВ 
Россиянин Андрей Грязев прыгнул четверной прыжок на соревнованиях впервые в жизни. Не попытался, как пробовал в этом сезоне уже неоднократно, но безуспешно, а сделал. Высоко, с быстрым вращением и хорошим выездом. И, как ребенок, расплылся в улыбке, торжествующе сжав кулаки. 
Такие моменты знаменуют в мужском одиночном катании своего рода переход в высшую лигу. Наверняка четверной еще долго будет ломать программу, забирать львиную долю сил, как это происходило почти со всеми фигуристами на этапе включения такого элемента, но само сознание, что отныне четверной - не мечта, а реальность, стоит многого. 
В цепи составляющих произвольной программы Грязева этот прыжок стоял первым. Дальнейшие ошибки, как и предполагалось, не заставили себя ждать. Но понять их природу было несложно. Одиночное катание - прежде всего концентрация. А какая, к черту, может быть концентрация, когда в голове невольно бьется одна-единственная мысль: "Сделал! Сделал!! Сделал!!!" 
Так же эмоционально реагировала на удачный почин тренерская бригада фигуриста - Татьяна Тарасова, Елена Водорезова и Евгений Платов. 
- Меня не волновало, каким окажется результат, - сказал Андрей после проката. - Я должен был прыгнуть четверной. Обязан. На всех тренировках он получался замечательно. Но соревнования - это же совсем другое. 
На отборочном чемпионате России, который прошел в начале января в Санкт-Петербурге, Андрей выступил не совсем удачно. И вызвал множество закулисных разговоров о том, что на пьедестал, да еще на второе место, его просто-напросто вытянули за уши. И что по справедливости на чемпионат Европы ничуть не меньше заслуживали поехать Андрей Лезин и Александр Успенский. 
Чемпионат Европы снял все вопросы. Даже при явных срывах (одинарный флип и двойной лутц вместо тройных) Грязев в произвольной программе стал пятым, проиграв Дамбье всего 0,68. Его итоговый (тоже пятый) результат уступил четвертому (Ламбьелю) еще меньше - 0,16. Да и Линдеманн оторвался ненамного. Если бы Андрей удачно сделал хотя бы один из сорванных прыжков, он бы получил бронзу. 
ПЛЮЩЕНКО 
Трехкратный чемпион мира действительно заслужил победу. Единственной ошибкой в его выступлении оказался двойной риттбергер вместо тройного, сделанный почти в самом конце программы. Были еще три незначительные помарочки - на приземлении после двух прыжков и в финальном вращении, но, как сказал Мишин журналистам: "Вы уверены, что видели ошибки? Нет? Значит, их и не было". 
На пресс-конференции Мишин ругал новую систему судейства. Основной аргумент был один: не может человек, чье катание поднимает на ноги полные залы, получать почти одинаковые баллы за компоненты программы с теми, кто "всего-навсего катается". 
Вот с этим, как мне кажется, можно поспорить. В финале Плющенко проявил поистине героический характер, но это вовсе не мешало заметить, что ему тяжело. Усталость стала причиной не только технических ошибок в элементах, но и того, что в некоторых частях своей программы фигурист заметно терял скорость. 
Собственно, 7,89 за второй из компонентов программы (связующие шаги между элементами) - единственная из пяти оценок, не дотянувшая до "восьмерки", - следствие именно этого. 
Общий результат тоже получился весьма красноречивым. При том что Жубер, как вы уже знаете, поднял планку своего рекорда на 24,59, а Грязев - на 29,75, Плющенко не дотянул до личного достижения 24,61. А это означает именно то, что подразумевал Мишин, предложив ученику до финала лишний раз взглянуть на протокол: если Евгений будет всего лишь кататься так, как умеет, серьезно вести с ним борьбу тот же Жубер сможет еще не скоро. 
 
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ (25-30.01.2005). ВЫДЕРЖКИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 
ПОД ПОКРОВОМ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ 

"arthurwerner.narod.ru" 4 февраля 2005
Артур Вернер 
Разумеется, я тоже поздравляю всех победителей и считаю, что каждый из них показал в Турине максимум того, на что был способен в эти трудные дни. Но, в то же время, полностью разделяю мнение своего давнего товарища и земляка, заслуженного тренера Эдуарда Плинера о том, что в Турине было пять получателей золотых медалей: Татьяна Тотьмянина, Максим Маринин, Татьяна Навка, Роман Костомаров и Ирина Слуцкая и только один чемпион Европы - Евгений Плющенко. Только его катание было достойно награды на таких престижных соревнованиях. Несмотря на то, что в короткой программе Женю отжуберили и на пресс-конференции ему пришлось возопить: "Караул, устал!", в произвольной он сумел собраться с силами и расплющил всех своих соперников. А не удави родная Федерация фигурного катания Александра Абта или не доведи до операции Илью Климкина - глядишь, медалей было бы больше. А так "бронза" досталась немецкому "мизинчику" Штефану Линдеману из Эрфурта. 
 _____________________________________________________________

ОЛИМПИАДА В ТУРИНЕ ПРЕВРАТИТСЯ В БАРДАК
За год до начала Олимпийских игр корреспондент "Комсомолки" побывал в столице зимней Олимпиады. И ужаснулся 
"Комсомольская правда в Петербурге" 1 февраля 2005
Александр Лукьянов 
ДВОРЕЦ СПОРТА ВМЕСТО АВТОВЫСТАВКИ 
Анонсов, плакатов, олимпийской символики на улицах Турина практически нет. Разве что посередине площади Карло Феличе стоит памятник - эмблема будущей Олимпиады - с надписью "Torino 2006". Еще на железнодорожном вокзале при входе в магазин корреспондент "КП" наткнулся на малюсенький флайер с аналогичными словами, приклеенный к двери рядом с расписанием работы. А в самом магазине удалось купить зажигалку с олимпийскими кольцами. Все! 
Из всех олимпийских объектов полностью сдан в эксплуатацию лишь спорткомплекс "Палавела", где пройдут соревнования по шорт-треку и фигурному катанию. Больше ничего не построено, а запланированный бюджет Игр, по подсчетам итальянских журналистов, уже превышен на 150 миллионов евро. 
Наверняка и "Палавела" еще не была бы готова, если бы не чемпионат Европы по фигурному катанию, который завершился в Турине два дня назад. Итальянцы закончили строительство ледового дворца в конце декабря 2004 года. А вот крыша здания была построена еще в 1961 году, и под ней регулярно устраивались автомобильные выставки. Когда же Турин получил право провести Олимпиаду, итальянцы придумали под эту бетонную конструкцию встроить каток. 
В итоге-то "Палавелу" построили, но в спешке не продумали детали. 
ТОЛКУЧКА В КОРИДОРАХ 
Больше всего настрадались те, кто страдать вообще не должен, - участники чемпионата. В коридоре, через который фигуристы шли в раздевалку, постоянно была толкучка. Помещения для совещаний и отдыха судей, членов оргкомитета и чиновников Международного союза конькобежцев размещались по соседству с раздевалками спортсменов. 
- При такой планировке со спортсменом, пока он идет готовиться к выступлению, может произойти все что угодно. Кто-нибудь что-нибудь назло шепнет неприятное, и все - фигурист выведен из равновесия, - рассуждал тренер Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина Олег Васильев. 
ИНТЕРВЬЮ НА СКВОЗНЯКЕ 
В "Палавеле" было холодно везде. Фигуристы не могли согреться ни в раздевалках, ни в буфете, ни в разминочном зале. А обязательный выход после выступления к прессе в микст-зону превращался в кошмар. От постоянно снующих туда-сюда журналистов и не закрывающихся дверей сифонил такой сквозняк, что у спортсменов, которые успевали накинуть на плечи разве что легкую спортивную курточку, зуб на зуб не попадал. 
Некомфортно чувствовали себя на трибунах и болельщики. Железные сиденья без спинок положены прямо на бетон. Отчего сидеть в зрительном зале тоже холодно. К тому же побелка и краска высохнуть не успели, и многие зрители покидали стадион, оттирая пятна на одежде. 
ПЛЮЩЕНКО И МИШИН ЕЗДИЛИ НА ТАКСИ 
Хромала и организация чемпионата Европы. Каждый день кто-то опаздывал на каток из-за того, что к гостинице, где жили фигуристы, вовремя не приезжал автобус. Алексей Мишин с Евгением Плющенко на произвольную программу вовсе ехали на такси. 
- Мы с Женей выскакиваем на улицу, туда, где должен стоять автобус. А его нет и нет. Бегу в гостиницу, заказываю машину. В итоге мы на такси доезжаем до катка за девять минут, тогда как автобус из-за узких улиц преодолевает это же расстояние за полчаса, - рассказал Мишин. 
ФИГУРИСТАМ МЕШАЛИ ГОТОВИТЬСЯ К СТАРТУ 
- На первой тренировке была чехарда с музыкой. Когда мы собирались откатать произвольную программу, нам поставили мелодию соперников. Спрашиваем, где наш диск, а мужчина, который за него головой должен отвечать, говорит: "Потерял". Хорошо, что у нас всегда есть дубликат. А иначе остались бы без тренировки, - рассказала Татьяна Тотьмянина. 
Мало кто из волонтеров знал фигуристов в лицо. Когда ребята пытались выйти на лед, их постоянно останавливали, спрашивали имя, фамилию и сверяли по бумажке, должен ли этот человек идти к катку или нет. Хотя за несколько минут до старта беспокоить спортсменов категорически запрещается. 
Покидали Турин участники чемпионата Европы без сожаления. С надеждой, что за оставшийся год итальянцы успеют исправить все недостатки. 
- Иначе Олимпиада в Солт-Лейк-Сити покажется раем. А там был такой бардак, которого я не видел за всю жизнь, - заметил Алексей Мишин. 
 _________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО СДЕЛАЛ БЕСПЛАТНУЮ РЕКЛАМУ СВОЕМУ БИЗНЕСУ 
"Мир новостей" 1 февраля 2005
Борис Ходоровский 
Чемпионат Европы по фигурному катанию, завершившийся в Турине, стал очередным триумфом российской школы. Все четыре золотые медали завоевали наши фигуристы. Турнир проходил во дворце спорта "Палавела", том самом, где через год будут разыграны олимпийские награды. 
Идея проведения Олимпиады-2006 в столице Пьемонта по душе далеко не всем местным жителям. В течение нескольких дней забастовщики с завода ФИАТ блокировали входы и въезды на ледовый стадион. Хотя эта манифестация носила, по российским меркам, опереточный характер. Стояли какие-то люди, требовали председателя оргкомитета зимней Олимпиады, темпераментно с ним обсуждали, насколько вырастут цены на проезд и коммунальные услуги из-за того, что власти не уложились в первоначально запланированный бюджет. К обеду забастовщики расходились, но транспорт, доставлявший фигуристов к месту соревнований, уже был парализован. 
Организация турнира, названного генеральной репетицией Игр-2006, вызывала множество нареканий. Фигуристы жаловались на слишком яркий свет и невозможность приспособиться ко льду за время, отведенное для разминки. Ведь тренироваться приходилось совсем в другом месте, где и лед был другим. Пресс-центр вызывал аллергию у журналистов, а в довершение всех бед на волонтеров дважды падала дверь, ведущая в смешанную зону. 
...Француз Бриан Жубер заставил поволноваться многочисленных поклонников Евгения Плющенко, обыграв питерца в короткой программе. В произвольной все встало на свои места. Вот только не разбрасывается ли лидер российской сборной на многочисленные шоу? Даже в Турине он успел провести презентацию нового DVD-диска, записанного венгерским композитором Эдвином Мартоном. Он два года подряд пишет музыку для программ Плющенко. На очереди съемки клипа, отвлекло от тренировок участие в новогоднем шоу вместе с модной в молодежной среде поп-дивой. 
Кстати, для Плющенко продюсирование композитора - выгодный бизнес, который Евгений бесплатно пропиарил на официальных соревнованиях на весь мир, попросив Мартона выйти на лед и сыграть во время исполнения Евгением номера на показательных выступлениях. 
Агент фигуриста с гордостью отметил, что в новогоднюю ночь Плющенко мелькнул на телеэкране четвертым после речи президента РФ, когда народ еще не уничтожил все закуски. Пока подобные проекты не мешают Евгению выигрывать. Однако где гарантии, что в олимпийский сезон ему не придется отвлекаться от главной цели ради участия во всевозможных шоу? 
 ______________________________________________________________________________
РОССИЯ УВЕЗЛА ИЗ ТУРИНА ВСЕ ЗОЛОТО 
"Известия" 31 января 2005
Игорь Порошин 
К бесчисленным титулам Евгения Плющенко (серебряный призер Олимпиады, трехкратный чемпион мира, теперь - четырехкратный чемпион Европы и шестикратный чемпион России) впору присваивать еще один - самого заносчивого фигуриста современности. На победной пресс-конференции в Турине Плющенко сказал, что на любом турнире он борется не с соперниками, а только с самим собой. Вряд ли это можно расценивать как бахвальство молодого и упоенного славой победителя. Напротив, годы великой войны с Ягудиным научили Плющенко тщательно выверять слова, особенно внимательно рассчитывая дозы яда. Заносчивые, по сути бретерские слова Плющенко были обращены к журналистам, но рикошетом тут же попали в Бриана Жубера. 
Француз промолчал, хотя бы потому, что еще не может как следует дать сдачи на английском - языке пресс-конференций. Но Жубер развивается. Еще год назад он брал с собой на встречу с журналистами переводчика, а теперь - нет. Во многом он уже созрел. "Я очень счастлив этой медали", - сказал Жубер в Турине. Лицо его было при этом абсолютно каменным. Как кажутся каменными его ноги, когда он пытается дотянуться до Ягудина в дорожках шагов. По-прежнему во многих компонентах Жубер не выдерживает сравнения ни с тем, кому подражает, ни с тем, кому противостоит. Он движется по льду, как хоккеист за шайбой. Его игра на публику противоречит его облику и смотрится так, как если бы Марио Лемье стал во время матча перемигиваться с девушками на трибунах. 
Но Жубер упрямо заставляет всех сравнивать себя с Плющенко. Потому что ни один фигурист мира в пяти последних главных турнирах не стоял так часто на пьедестале рядом с Плющенко. Он очень силен, этот хоккеист в обличье фигуриста. "Сильный" в самом прямом, первобытном значении слова. Ко всему прочему за ним стоят силы. У меня нет объяснений тому, что его вторая оценка выше, чем у искусного швейцарца Стефана Ламбьеля, опять оставшегося без медали. Но Жубер не был в Турине единственным и тем более самым сильным поводом удивляться судейству. 
 __________________________________________________________________________

ТУРИН АПЛОДИРУЕТ "КРЁСТНОМУ ОТЦУ" 
"Парламентская газета" 29 января 2005
Татьяна Левун 
Питерский фигурист Евгений Плющенко вернул себе утраченный год назад титул чемпиона Европы. 
Главным событием вечерней программы на льду дворца спорта "Палавела" стали состязания мужчин в произвольной программе. 
Первым в группе сильнейших выступил француз Брайан Жубер, лидировавший после первого дня соревнований. Катание француза было не идеальным, но он исполнил четвертной прыжок, да и в целом программа смотрелась очень сильно. На пресс-конференции после награждения Брайан, несомненно, лукавил, когда говорил, что не думал о "золоте". С программой, где он воплощал образ Колумба, открывающего Америку, можно было бы и победить. 
Но наш Евгений Плющенко, выступавший предпоследним и знавший оценки Жубера, был хорош как никогда. Одна моя американская коллега, когда Евгений вышел на лед, сказала, увидев его глаза,: "Он сейчас всех порвет. В буквальном смысле... Посмотрите, какой у него злой взгляд!". Да, он был зол, но по-спортивному зол. Ошибок не удалось избежать и ему, но был каскад 4+3+2, затем полный набор прыжков и еще была классная дорожка. Он так вдохновенно катался, что, как мне кажется, никто не сомневался в его победе. В середине программы зрители начали вставать с мест и приветствовали каждый элемент бурными аплодисментами, а по ее окончании зал просто взорвался. Когда на табло высветились баллы и стало ясно, что Плющенко вернул себе титул чемпиона Европы, фанатский сектор Жубера, опустив французские флаги, согласился с очевидным: "Колумб" слабее "Крестного отца". 
 _________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО МЕШАЛИ ДЕТИ
Но, несмотря на помехи, в Турине Женя стал четырехкратным чемпионом Европы 
"Комсомольская правда в Петербурге" 29 января 2005
Александр Лукьянов 
В короткой программе питерец занял только второе место, уступив лидерство французу Брайану Жуберу. 
- В тот день в зале было очень много маленьких детей. Трибуны расположены близко к катку, и я слышал, как малыши вопили. Это очень сильно отвлекало от музыки, - рассказал Плющенко об одной из причин не слишком удачного выступления в короткой программе. 
После короткой программы на французской улице был праздник. Болельщики Жубера почувствовали, что вероятность второй подряд победы Брайана на чемпионате Европы велика. 
- Да, Плющенко был и остается моим кумиром, самым лучшим фигуристом в мире. Но если он совершит ошибки в произвольной программе, я смогу вновь завоевать золото, - заявил Жубер корреспонденту "Комсомолки". - Перед чемпионатом Европы Татьяна Тарасова и Алексей Ягудин сказали, что я классно подготовился к турниру и способен на многое. Почему бы не оправдать их надежды? 
Но сделать это французу не удалось. Произвольную программу Плющенко откатал практически без ошибок. Интересно, что перед выходом на лед питерец смотрел вместе со своим агентом Ари Закаряном полуфинал открытого чемпионата Австралии, в котором Марат Сафин встречался с Роджером Федерером. Фигурист и менеджер даже поспорили на один доллар, кто выиграет. Плющенко поставил на россиянина, Закарян - на швейцарца. Выиграл Сафин, что и стало счастливым знаком для Плющенко. 
- Произвольную программу я откатал без блеска, но этого хватило, чтобы победить, - признался Евгений. - В зале было мало детей. Я хорошо чувствовал музыку и катался с удовольствием. 
Проблема детского крика не единственная, с которой столкнулся Плющенко. Во-первых, его тренировки проходили на запасном катке, а выступление - на основном, где совсем другое качество льда и света. А, во-вторых, в спорткомплексе "Палавела" питерец замерзал. 
- Какой-то странный город. Мне кажется, что здесь везде холодно, - зябко поежился Женя. 
 _____________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО ПОБЕДИЛ ПО БУМАЖКЕ 
"Коммерсантъ" 29 января 2005
Валерия Миронова 
Убедительная победа Евгения Плющенко над Брианом Жубером в произвольной программе позволила российскому спортсмену вернуть себе титул сильнейшего фигуриста Европы, отобранный у него год назад французом. Валерия Миронова передает из Турина. 
Единственным аргументом, которым Евгений Плющенко оправдывал свое фиаско в короткой программе (его обыграл как раз Бриан Жубер), была общая усталость. Дать более развернутый комментарий он, как всегда в подобных случаях, холодно отказался. Но в четверг вечером с золотой медалью на шее теперь уже четырехкратный чемпион Европы с удовольствием рассказывал о всех своих переживаниях и планах. "Мой соревновательный опыт уже настолько огромен, что мне, в сущности, все равно - догонять или стоять на первом месте. То и другое одинаково тяжело, - сказал Евгений. - Я вспомнил, как постоянно догонял и Элвиса Стойко, и Тодда Элдриджа, и Филиппа Канделоро, и Алексея Ягудина. Сплошь великих, между прочим, спортсменов. Позвонил маме - ведь она много мне полезных советов по жизни давала. Вот и на этот раз нашла нужные слова: борись до конца. Друзья опять же поддержали: ты, говорили, все равно лучший. В общем, телефон не умолкал, и уверенность в своих силах крепла от часа к часу". 
Возвращаясь к короткой программе, Евгений Плющенко проанализировал свои ощущения до, во время и после нее. Прежде всего его, как и всех других фигуристов, возмутило то, что в среду организаторы чемпионата предоставили им крайне неудобное тренировочное время - с полседьмого утра. Вдобавок тренировка проходила не на главном, а на вспомогательном катке. Ну а когда пришло время выступать и фигурист замер в первой позиции в ожидании "Лунной сонаты", в зале, наполовину заполненном детьми, стоял шум и гам. "Это непозволительно на таких крупных соревнованиях, как чемпионат Европы", - заметил Евгений. 
В общем, в тот день все было против него. А на следующий тренер Алексей Мишин сунул ученику под нос бумажку с наиубедительнейшими, по его мнению, цифрами. Посмотри, сказал, а потом иди и выигрывай. На бумажке были лучшие индивидуальные оценки фигуристов в сезоне: Жубер - 201,55, Плющенко - 251,75. Комментарии, как говорится, излишни. 
Алексей Мишин внимательно наблюдал за тем, как катал свою произвольную Бриан Жубер, вышедший на лед перед Евгением. "Подумаешь, - сказал тренер своему подопечному, - один аксель и один четверной. Простенько и к тому же не чисто. Иди и получай свое золото". Евгений пошел и получил. Правда, потом немножко пококетничал: дескать, прокат оказался не самый лучший, ошибочки были. "А вы-то заметили, где Женя ошибся? - отреагировал на это господин Мишин. - Правильно, не заметили. А я вам скажу: вместо тройного ритбергера он сделал двойной. Вот, собственно, и все". 
Еще показалось, что несколько изменился рисунок программы в целом - она потеряла некоторые "декоративные" элементы. "А зачем нам судьям спагетти-то на уши вешать? - высказался в своем стиле по этому поводу тренер. - После чемпионата России мы действительно много чего в 'Крестном отце' поменяли. Более того, к чемпионату мира планируем кое-что изменить еще". 
Поменяется что-то в программе или нет, суть останется прежней. В четверг было получено еще одно подтверждение тому, что разница в классе между Евгением Плющенко и всеми остальными слишком велика. Поэтому очень хорошо понимаешь тренера Мишина, когда он возмущается, как он выражается, гримасами новой судейской системы. "Ну куда это годится, - бурчит профессор, - когда за компоненты, например, короткой Женя - фигурист, делающий шедевры и поднимающий залы, - получает всего на полтора балла больше, чем самый обычный энергичный попрыгунчик, каких десятки. Что такое полтора балла? Всего лишь одинарный аксель". 
В компании с тандемом Мишин-Плющенко на чемпионате был замечен венгерский композитор и скрипач Эдвин Мартон - их общий друг и, можно сказать, соратник; он уже несколько лет плодотворно сотрудничает с нашим фигуристом. "Я приехал в Турин не только болеть за Женю, - говорит господин Мартон. - Собираюсь здесь аккомпанировать ему вживую на показательных. Впрочем, и на чемпионате мира в Москве - тоже". В планах этой троицы - подготовка и олимпийской программы. 
Чемпионат Европы в Турине 
Мужчины. Итоговое положение 
1. Евгений Плющенко (Россия) - 227,14 балла. 2. Бриан Жубер (Франция) - 224,43. 3. Штефан Линдеманн (Германия) - 200,54... 5. Андрей Грязев - 196,31... 14. Андрей Лезин (оба - Россия) - 157,39. 
 ________________________________________________________________________

В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ
Евгений Плющенко завоевал золотую медаль чемпионата Европы по фигурному катанию 
"Труд" 29 января 2005
Анатолий Шелухин 
Одна из главных интриг этого европейского первенства состояла в борьбе между Евгением Плющенко и его основным конкурентом французом Брайаном Жубером, обыгравшим нашего спортсмена в прошлом году в Будапеште. На этот раз Плющенко победил с фантастической суммой баллов - 227,14 и опередил вечного соперника на три балла. Итак, добыта четвертая золотая медаль европейского первенства - отличное дополнение к уже имеющимся трем золотым наградам мировых чемпионатов. 
Интрига подогревалась еще и тем, что перед финалом питерский фигурист проигрывал французу, а догонять всегда труднее. Но Женя справился с этим. 
Высоко оценил достижение Плющенко в беседе с корреспондентом "Труда" двукратный олимпийский чемпион Олег Протопопов, живущий ныне в Швейцарии: 
- Плющенко - яркий талант. Ему дано выражать лучшие качества не улыбкой, а всем телом, каждой линией. Это драгоценное свойство. И при всей природной быстроте, реактивности он умеет быть пластичным, изящным. Плющенко, безусловно, лидер сезона, человек с твердым характером. 
А вот что отметила в чемпионе великолепная партнерша Олега, двукратная олимпийская чемпионка Людмила Белоусова: 
- Конечно, мы "болели" за Женю, ждали от него победы. Я искренне обрадовалась, увидев, что Плющенко и его тренер Алексей Мишин выбрали замечательную музыку из знаменитого фильма "Крестный отец". Эти мелодии в стиле питерского виртуоза, они подчеркнули его самобытность. Думаю, что Женя не думал о дуэли с Жубером, он соревновался сам с собой, и это главное его качество. На мой взгляд, в целом эстетика программ в мужском турнире повышается, видна явная тенденция к танцевальности, и это украшает чемпионат-2005 в Турине. 
Своим мнением с читателями "Труда" делится многократная чемпионка СССР, международный арбитр Татьяна Даниленко (Лихарева): 
- Ледовый фестиваль в Турине действительно отличается особым достоинствами. У нашего "мушкетера" Плющенко шпага во всех отношениях отливает золотым блеском - достаточно вспомнить три его блестящих каскада, особенно каскад с четверным и тройным "тулупом" подряд. А сколько экспрессии в его жестах, шагах! 
В турнире выступали сильные мастера - помимо француза Жубера, это и швейцарец Стефан Ламбьелль, и наш 19-летний Андрей Грязев, занявший пятое место. Надо признать, что наставники Андрея - Татьяна Тарасова и Елена Водорезова сумели выявить в спортсмене его способность перевоплощаться. Будет хорошим мастером и новый ученик Елены Чайковской - москвич Андрей Лезин - дебютант чемпионата Европы. 
 _____________________________________________________________________________

МИШИН В ТУРИНЕ ПЛОХО СПИТ
А Юлия Обертас и Сергей Славнов остались без ужина 
"Комсомольская правда в Петербурге" 28 января 2005
Александр Лукьянов 
В чемпионате Европы по фигурному катанию в Турине принимают участие семеро петербуржцев. О том, что беспокоит наших фигуристов в Италии, рассказывает корреспондент "Комсомолки". 
У ПЛЮЩЕНКО ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ 
Главная звезда туринского форума - Евгений Плющенко. Говоря о нем, итальянцы закатывают глаза и вздыхают: "Плющенко? Да! Он - лучший в мире. Мы его очень любим". 
Звездный статус дает Плющенко преимущества. Он - единственный российский фигурист, который живет в одноместном номере (все спортсмены поселились в пятизвездочной гостинице "Мажестик". - Прим. авт.). 
- Мастера такого уровня заслуживают особенного отношения. Женя приехал в Турин бороться за победу и должен чувствовать себя как можно более комфортно. Потому и живет один, - заявил корреспонденту "КП" агент фигуриста Ари Закарян. 
До окончания чемпионата Плющенко отказался от общения с прессой. Сосредоточенность превыше всего. А его главный соперник Брайан Жубер перед началом соревнований вел себя раскованно - интервью он давал столько, сколько требуется журналистам, и улыбался не в пример чаще, чем Евгений. 
Прекрасно чувствует себя на итальянской земле и Алексей Мишин. Единственное, что беспокоило профессора в первые дни турнира, - бессонница. 
- Я очень много ел, а потому до двух ночи ворочался в кровати, не мог уснуть. Все! Конец обжорству! - решительно заявил Алексей Николаевич. 
О том, что чемпионат Европы - очень важное для Плющенко соревнование, говорит и тот факт, что в Турин фигурист приехал без своей новой подруги Маши. 
- Такие турниры - не время для отдыха, - предельно жестко заявил Мишин, когда наш корреспондент поинтересовался у него о причинах отсутствия Жениной пассии.