Сезон 2004-2005 (Часть 6)

 ЗВЁЗДНЫЙ ПРИЦЕЛ 
"International Figure Skating" апрель 2005
Сьюзан Уэслинг 
Евгений Плющенко - суперзвезда в Европе. Но постепенно он завоевывает популярность и в Соединенных Штатах Америки, где он принимает участие в ледовом шоу "Champions on Ice". "Чем дольше он здесь выступает, тем больше приобретает поклонников", - говорит Майкл Коллинз, организатор шоу. "Секрет в том, что он всегда готовит хорошие программы. За эти годы он показал немало зрелищных номеров - от "Культуриста" до программ очень серьезных. Его творческий диапазон становится шире, и армия его болельщиков растет - и я думаю, что она станет намного больше после Олимпийских игр 2006 года." 
В марте двадцатидвухлетний россиянин готовится завоевать свой четвертый титул чемпиона мира. Немного истории: если Плющенко добудет трофей №4, то окажется в компании американцев Гая Аллена Дженкинса и Скотта Гамильтона, а также канадца Курта Браунинга - тех немногих одиночников, которые за более чем 55 лет смогли добиться подобного результата [автор забыла включить в список Алексея Ягудина - прим. переводчика]. За всю послевоенную историю (начиная с 1947-го года, потому что из-за Второй Мировой войны с 1940-го по 1946 гг. чемпионаты мира по фигурному катанию не проводились) больше завоевал только Дик Баттон с его пятью титулами. 
Для самого Плющенко ключ к его успеху очень прост. "Мне нравится работать, и мне нравится быть первым", - сказал он во время последнего телефонного интервью, которое он дал журналу "IFS" из Санкт-Петербурга. "Я - как Тонто [герой классического американского вестерна - прим. переводчика] - всегда вооружен, только мое оружие - не пистолет, а коньки." 
Послужной список Плющенко весьма внушителен: помимо трех мировых титулов, он четырежды выигрывал чемпионат Европы, шесть раз - чемпионат России, и к тому же он вице-чемпион Олимпийских игр. В декабре он добавил в свою копилку четвертую золотую медаль Финала Гран-При. Несмотря на то, что он участвовал только в одном этапе серии Гран-При (с остальных двух снялся из-за болезни), Плющенко заработал путевку в Финал, и там он своего шанса не упустил. Он откатался, словно идеально отлаженная машина, выдав в произвольной впечатляющий набор каскадов: четверной тулуп - тройной тулуп - двойной риттбергер, тройной аксель - двойной тулуп и тройной лутц - тройной тулуп, - и это в дополнение к остальным тройным прыжкам. Он выиграл, обойдя ближайшего соперника на 35 баллов. Российский спортсмен заметил, что участие в Финале Гран-При стало для него неожиданностью. "Но я там очень хорошо выступил, и конечно же, я оказался к этому готов, потому что участвовал в Финалах уже четыре раза. Это почти как чемпионат мира - здесь соревнуются шесть лучших фигуристов, и, естественно, я очень рад, что выиграл." 
Плющенко считает, что всему, чего он достиг в спорте, он обязан своему тренеру, Алексею Мишину. Плющенко и Мишин работают вместе уже 10 лет. "Мы - хорошая команда," - говорит Плющенко. "Например, если я устал и мне нужен выходной, или мне требуется массаж, сауна или бассейн - он знает меня достаточно хорошо, чтобы все это мне разрешить." Мишин для Плющенко - больше, чем тренер. "Скорее, он мне как второй отец", - признается шестикратный чемпион России. "Он - мой друг, очень хороший друг, а это, я думаю, по-настоящему важно для спортсмена." 
Его родители - особенно мама - тоже приняли большое участие в его карьере. Свой первый чемпионат мира Плющенко выиграл еще подростком, и вскоре приехал на Олимпиаду в качестве главного фаворита. Но в короткой программе он упал при попытке прыгнуть четверной тулуп, и получил едва ли не самые низкие оценки за всю карьеру. "Конечно, это был очень тяжелый момент", - говорит он. "Это был олимпийский сезон, и я мечтал стать первым. Правда, мне было 18 лет, и, может быть, если бы я победил на Олимпиаде, я бы ушел из спорта, потому что уже выиграл бы все, что можно. И сейчас у меня уже есть все титулы, кроме олимпийского - так что я буду очень стараться, чтобы наконец его завоевать." А тогда, после роковой короткой программы, Плющенко оказался на четвертом месте. И именно его мама, Татьяна Васильевна, вдохновила его на хороший прокат в произвольной программе, что в итоге принесло ему серебряную медаль. "После короткой я позвонил своей маме, и она сказала мне: "Не волнуйся, ты справишься", - вспоминает Женя. "Еще она сказала: "Просто соберись, и в произвольной у тебя все получится." Она придала мне силы." 
Сможет ли Плющенко начать все сначала и выиграть, уже при новой системе судейства? Он предпочитает не заострять внимание на этом вопросе. "Я не хотел бы об этом говорить." 
У трехкратного чемпиона мира много вопросов к новой системе. "На данный момент я ею недоволен", - говорит он. "Многие спортсмены уже забыли о четверных прыжках. Они предпочитают просто откататься чисто и не рисковать. К примеру, на некоторых соревнованиях я вижу, как один спортсмен падает с четверного, а другой даже и не пытается его исполнить - и при этом выигрывает. Это неправильно." 
Готовясь к чемпионату мира, Плющенко не может не учитывать, что на его пути к четвертому титулу может встать целый ряд соперников. "Сейчас любой фигурист - соперник ", - говорит он. "Тимоти Гейбл, Ченджан Ли, Эммануил Сандю и Джеффри Баттл, и конечно, Брайан Жубер - вокруг много хороших одиночников. Но я работаю, работаю, работаю." 
Какова его цель на этом чемпионате? "Я бы хотел откататься чисто, а там посмотрим. Потому что если я выступлю без ошибок, если выполню все запланированные прыжки, все вращения и дорожки шагов - я выиграю." В свою очередь, Майкл Коллинз считает, что у Плющенко впечатляющий технический арсенал и артистические возможности. "Это новый стиль для нынешнего поколения фигуристов - очень спортивный, со сложнейшим набором прыжков, но при этом в нем очень сильна и классическая сторона. Плющенко - классический фигурист с точки зрения артистизма, но в то же время он очень динамичен и техничен в прыжках", - говорит Коллинз. "Я думаю, что ему нет равных и в том, и в другом. Его всегда интересно смотреть." 
Опыт Плющенко тоже может сыграть ключевую роль в предстоящих соревнованиях, полагает Коллинз. "Этот парень уже везде побывал и все попробовал, и не однажды. У него достаточно и опыта, и знаний. Сейчас это то, что выгодно отличает его от остальных. Конечно же, он талантлив и у него есть все данные - но они есть и у других фигуристов. Но когда ты оказываешься в стрессовой ситуации, то, чем чаще тебе уже доводилось в ней бывать, тем больше у тебя шансов с ней справиться. Опыт дает ему значительное преимущество." 
В то время как многие европейские фигуристы уезжают тренироваться в США, Плющенко предпочитает оставаться на родине. "Мне нравится жить здесь, рядом с моими родителями и друзьями", - говорит он. "В Санкт-Петербурге у меня есть все, что мне нужно. В "Юбилейном" очень качественный лед, и на катке уже не холодно, как раньше. Мне хорошо дома, в России. Мне приходится много путешествовать, особенно в последние пять лет - шоу, соревнования. Но когда сезон закончен - я рад вернуться домой." 
Если Плющенко проведет это лето в России, то, возможно, получит шанс попробовать нечто новое в своей карьере. "Мне поступило несколько предложений сняться в кино", - рассказывает он. "Но в данный момент я должен соревноваться, а спорт - всегда на первом месте. Может быть, я смогу сняться в кино летом." 
Именно умение Плющенко концентрироваться на работе помогло ему достичь такого успеха. "Конечно же, после соревнований я беру выходные и как следует отдыхаю", - говорит он. "Но я люблю свою работу." 
Напоследок Плющенко сказал, что, возможно, он даже останется в любительском спорте до Олимпийских игр 2010 г. "Увидим. Если со здоровьем будет все в порядке, я точно еще покатаюсь. Мне нравится соревноваться. Соревноваться и побеждать - это моя жизнь." 
Перевод Наталии Надтачаевой 
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО 
"PROcпорт" №4/2005 
Последний раз чемпионат мира по фигурному катанию проводился в России 102 года назад. Первую звезду самого статусного события этого года в Москве "PROcпорт" представляет в высказываниях его тренера, агента и самого Плющенко. 
ЕГО ГОЛОВА 
Алексей Мишин, тренер Плющенко: "Есть головы, похожие на сундуки, набитые учёными книгами. В сундуке Плющенко одна книга. Он написал её сам. Вернее, пишет. Это книга его опыта, его жизни. На обложке написано - "Интуиция". Он следует интуиции. И его интуиция подсказывает ему, как правило, верные решения." 
ЕГО ВЫСОКОМЕРИЕ 
Алексей Мишин: "То, что люди называют высокомерием Плющенко - способ защиты. Он очень раним и недоверчив к окружающему миру. И, напротив, по-детски привязан к близким. Он нуждается в том, чтобы рядом с ним всегда кто-то находился - мама, девушка, друг или тренер. Он не способен к одиночеству." 
ЕГО ДЕНЬГИ 
Ари Закарян, агент: "Как это ни странно, соревнования мешают Плющенко зарабатывать по максимуму. Ведь основной источник доходов фигуриста - показательные выступления. У меня как агента есть ориентир: вывести Плющенко на уровень заработка в $2-3 млн. в год." 
ЕГО СЕРДЦЕ 
Евгений Плющенко: "Я долго был с Ульяной. Мы расстались спокойно, без истерик. Просто поняли, что остыли. Сейчас я с Машей. Мы познакомились совершенно случайно. Ехал с приятелем по Невскому проспекту на "Мазерати". Увидел на встречной полосе кабриолет, в нём - две девушки. Очень красивые. Мы развернулись и поехали за ними. Одну из них звали Машей." 
ЕГО КАСКАД 
Алексей Мишин: "Однажды, когда мы начали осваивать каскад четверного тулупа с тройными, я попросил Женю прыгнуть ещё и двойной ритбергер. Это был психологический приём. Так на тренировках тяжелоатлеты ставят на штангу сверхрекордный вес, чтобы свыкнуться с весом рекордным. У Жени получилось. Потом двойной ритбергер превратился в тройной. И мы рискнули выполнить этот каскад на соревнованиях. Это стало нашим психологическим оружием и одновременно чем-то вроде именной печати. Теперь многие подражают Плющенко, но при этом никто не может превратить первый прыжок каскада в четверной. Я надеюсь, что за этим каскадом официально будет закреплено имя Плющенко." 
ЕГО ВЕЛИЧИЕ 
Алексей Мишин: "Плющенко ни на кого не похож. У него не было предшественников. Он никому не подражал, потому что считает подражание чем-то постыдным, капитуляцией. У него нет амплуа. Он может быть на льду и шутом, и трагичным, как Король Лир. Он органичен в любом образе. Таких фигуристов не было." 
 _______________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я НЕ ДОЛЖЕН ПРОИГРЫВАТЬ
САМОМУ СЕБЕ
 
"Красота Здоровье Фитнес" февраль 2005
Андрей Данилов 
Пожалуй, нет сегодня в Петербурге спортсмена более знаменитого и обожаемого, нежели Евгений Плющенко - трехкратного чемпиона мира по фигурному катанию. Между тем звездный статус нисколько не испортил Евгения. Он все так же доброжелателен и слегка ироничен, основателен и требователен к себе. И все так же пашет как проклятый на тренировках под присмотром своего неизменного наставника профессора Алексея Мишина, поднимаясь в мастерстве все выше и выше, добиваясь новых и новых побед. 
- Евгений, на сколько процентов от "проектной мощности" вы сейчас работаете на тренировках и соревнованиях? 
- Процентов на 90 как минимум. На некоторых соревнованиях случалось и больше. Ну а на тренировках бывает и на все сто процентов. Наверное, потому, что с удовольствием отрабатываю новые четверные (сальхов и лутц), новые каскады, комбинации. Регулярно выполняю на тренировках каскад четверной сальхов - тройной тулуп, разучил новую комбинацию тройной аксель - тройной лутц - тройной риттбергер. Так что, в принципе, все неплохо. Если бы не было соревнований, на тренировках за последние полгода можно было бы наработать много новых вещей и потом приятно удивить зрителей. Но чуть ли не каждые две недели приходилось участвовать в различных турнирах, а за столь небольшой промежуток времени какую-то серьезную новинку подготовить трудно. 
- Сейчас в сборной России сложилась невеселая ситуация. Номинальный "второй номер", Александр Абт, досрочно закончил любительскую карьеру из-за тяжелой травмы. "Третий номер", Илья Климкин, из-за проблем со здоровьем пропускает сезон. Вчерашние юниоры никак не могут выйти хотя бы на европейский уровень. Фактически вы, Женя, остались в сборной один за всех…. 
- Я уже привык к этой роли. Не сочтите за бахвальство. Похожее положение наблюдается фактически уже на протяжении нескольких последних лет. И даже когда все мои партнеры по сборной были здоровы, все равно я знал, на мне большая ответственность: Плющенко не должен проигрывать самому себе. 
- Жизнь фигуриста, входящего в группу лидеров, очень сильно напоминает гастрольную. Сегодня ты в родном городе, завтра - где-нибудь в Штатах, через неделю - в Японии, еще через две - в Китае… Постоянные акклиматизации, перегрузки… С помощью чего вам удается полноценно восстанавливаться? Есть, может быть, какие-то способы, упражнения? 
- Раньше все это было тяжело неимоверно. И как только справлялись? Многие думали, что нас "пасет" целая группа докторов, смотрит за нами внимательно, использует специальные препараты, восстановители. Что у нас - полноценный реабилитационный центр… Ничего подобного на самом деле не было. Но в последнее время ситуация изменилась - спасибо Олегу Нилову, президенту Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга! Олег Анатольевич сделал серьезный жест - и сейчас нас "сборников" (меня, Петрову-Тихонова, Тотьмянину-Маринина) осматривают профессионалы в клинике "МЕДЕМ". Делают и массажи, и ванны разные, и иглоукалывание, и другие процедуры. Это уже настоящая забота о нашем здоровье. Потому что раньше массаж после тренировки мне обходился в 1000 рублей за один сеанс. За сезон накапливается довольно значительная сумма. Ведь ездить в спортивный диспансер не всегда получается, да и оборудован он далеко не современной аппаратурой. Ну, а по большому счету, самое лучшее восстановление для меня - это массаж, русская баня. И отдых за городом. Люблю поваляться на диване, а потом отправиться гулять с собаками. Это - самое-самое… 
- А сколько у вас собак? 
- Пять, американский бульдог, два аляскинских маламута и два йоркширских терьера. И к ним вдобавок - один кот. 
- И как вы справляетесь с таким зверинцем? 
- Я сейчас живу за городом, в Песчаном. Четыре собаки бегают по двору, а одна только дома живет. Кот - тоже дома. За всем этим зоопарком ухаживает мама, поэтому проблем, как правило, не возникает. В городской квартире это, наверное, было бы невозможно… 
- Известно, что вы любите футбол и стараетесь следить за выступлениями сборной России. Не могу в связи с этим не поинтересоваться вашим мнением по поводу нашей национальной команды… 
- Я смотрел чемпионат Европы по телевизору, видел все матчи нашей сборной и был, мягко скажем, разочарован. И результатом, и прочими вещами. Я ждал, что в Португалии наведет шороху Саша Кержаков. А его просто не выпустили. Как это вообще возможно - чтобы один из лучших футболистов страны сидел на скамейке запасных? Не знаю, куда тренеры смотрят. Просто не знаю… Во-вторых, футбол - командная игра. И я уверен, что эта команда может играть лучше. Но в то же время я вижу, что подбор игроков на конкретные позиции на поле неправильный. Отсюда - большие проблемы в постановке игры. Известно, что в двух видах спорта каждый любитель мнит себя специалистом - в футболе и в фигурном катании. И относительно футбола я - в их числе. 
- А нет желания по окончании карьеры фигуриста заняться футболом? 
- Есть. Только не футболом, а мини-футболом. И это моё желание поддерживают и Саша Абт, и Илюша Климкин (он играет в футбол просто здорово), и другие наши фигуристы. Может, через несколько лет сделаем команду и начнём играть в серьёзных турнирах. Да и сейчас иногда играем товарищеские матчи. Недавно, скажем, играли с хоккеистами - с фарм-клубом омского "Авангарда". Выглядели весьма прилично. Скажу больше, мы у них выиграли!.. 
- Если не секрет, есть ли что-нибудь, что Алексей Николаевич запрещает вам делать? 
- Во-первых, он запрещает мне лениться. Во-вторых, в футбол играть, кататься на мотоцикле, быстро ездить на машине - самые такие экстремальные вещи, чтобы просто не получить травму. И ещё он всегда заботится о том, чтобы и никогда не выглядел смешно и нелепо. 
- А есть вещи, которые вы сами себе запрещаете? 
- Если ты спортсмен высокого класса, то запретов существует очень много. Приходится соблюдать диету. Я могу поправиться на килограмм-другой. Это будет незаметно для окружающих, но я сам очень чётко чувствую: становится тяжело прыгать. Так что, допустим, перед соревнованиями, за 2-4 дня, ограничиваю себя в еде. А во время турниров вообще стараюсь мало есть. В основном фрукты - бананы, яблоки; сухофрукты - курагу, инжир; молочные продукты… Получается, что утром я просыпаюсь - иду на тренировку. Перед тренировкой выпью стакан чаю, может быть, съем кусок печенья или бутерброд. Всё. После тренировки бегу скорей домой - спать, чтобы восстановить силы перед соревнованиями. Просыпаюсь - уже пора идти на соревнования. Пока разомнусь, пока откатаюсь, пока пресс-конференция пройдёт - приезжаю домой в гостиницу - всё, ужина нет. Или ещё есть, но мне не хочется идти и наедаться на ночь глядя… 
- Что вы предпринимаете, когда вам совсем не хочется тренироваться? 
- Это вот сегодня такое было. Я после чемпионата России очень плохо восстанавливался: как раз подошёл спад. И сейчас чувствуется тяжесть в ногах, в теле. Этакое "полуварёное" состояние. Я три дня подряд отдыхал после чемпионата - думал, восстановлюсь. Ничего подобного… Но постепенно мы начали работу. Вчера вечером я немножко покатался, сегодня утром. И уже, вроде, пошло, втягиваюсь потихонечку. Главное - не насиловать себя. Спасибо, кстати, большое Алексею Николаевичу за понимание в этом вопросе. Мишин - опытнейший специалист, и чётко знает, когда дать хорошую нагрузку, а когда прислушаться к спортсмену. Очень важно, что мы с ним - Команда, в которой каждый понимает друг друга, ценит и уважает… 
- Последний чемпионат России по чьей-то злой воле проводился почти сразу после новогодних праздников. Вместо того чтобы по-человечески праздновать, многие фигуристы были вынуждены отчаянно "режимить". А как Новый год отметили вы? 
- Раньше встретить Новый год в кругу семьи мне никак не удавалось. То турниры за рубежом, то показательные выступления. Но на этот раз всё сложилось как нельзя лучше. Мне удалось отпраздновать Новый год за городом, с моими друзьями и близкими. Саша Кержаков был, родители. Много друзей приехало из Москвы… Веселились от души! Гуляли, запускали фейерверки. В баню сходили… Я катался на своём квадроцикле, катал детей. Ну а режим - не нарушил… 
- Когда вы, сидя за столом, подводили итоги уходящего года, как его для себя оценили? Сбылось ли всё, что загадывали? 
- Сбылось. Большая часть. Но были, к сожалению, проблемы со здоровьем. Вот это мне, естественно, не нравилось. Были такие моменты, например, когда я приходил в зал за час-полтора до льда и разминался. И никак не мог нормально размяться, потому что тело ныло, колени болели. Всё это приходилось тяжело преодолевать. Алексей Николаевич перед каждой тренировкой массировал мне колени и втирал мази. А так, в целом - нормально. Рад, что я выиграл чемпионат мира. Да, была неудача на чемпионате Европы. Это, конечно, моя личная ошибка - просто очень рано расслабился. Думал, что всё - в кармане четвёртое европейское "золото". Ну и… Но на ошибках учатся. 
- Удалось ли полноценно отдохнуть минувшим летом - после всех этих больничных передряг? 
- Не совсем. Мы с известным хоккеистом Александром Юдиным и другими друзьями собирались было устроить себе большое путешествие. Планы грандиозные были: сначала в Турцию, потом в Сочи. Оттуда - в Волгоград, на рыбалку, на охоту… Но тут я слёг… И Юдину пришлось всё это делать без меня. Он говорит, что хорошо съездил - и в Волгоград, и в Турцию… Ну а потом, когда я поправился, мы с друзьями поехали в Сочи. Получилось в итоге неплохо. 
- Как вы относитесь к конкурсам красоты? И не приглашают ли вас посидеть в жюри? Ведь считается, что спортсмены знают толк в женской красоте. 
- Приглашений на самом деле, много. Но на большинство из них отвечаю отказом. Потому что сейчас я полностью погружён в свою работу. И поэтому забросил все клубы, рестораны. Теннис, который я очень люблю, тоже заброшен сейчас. Уже полгода не играю - боюсь снова получить травму, а хочется сохранить здоровье для своей главного дела - фигурного катания. Но иногда тренировки, нагрузки, признаюсь, надоедают. Хочется сделать паузу. Тогда я просто сижу и отдыхаю. Или провожу время с родителями. На конкурсе красоты мне трудно выбрать одну красавицу из всех и поставить её на первое место. Природа разумно позаботилась о том, чтобы вкусы мужчин были разными. Как говорит мой тренер, "если бы мужчинам нравился один тип женщин, человечество, в конце концов, исчезло бы. А в жизни - на каждый товар есть свой купец". По-моему, нужно уметь видеть красоту в самых разных типах женщин. 
Редакция журнала "Красота Здоровье Фитнес" поздравляет Евгения Плющенко с 4-й победой, завоёванной на чемпионате Европы в Турине! 
 ПЛЮЩЕНКО ПЕРЕСЕЛ НА ЧЁРНЫЙ "БУМЕР"
На днях Женя купил новый автомобиль - "БМВ" 5-й серии. Эту машину ему посоветовала любимая девушка 
"Комсомольская правда в Петербурге" 9 февраля 2005
Александр Лукьянов 
В воскресенье Плющенко прилетел в Петербург из Швейцарии, где участвовал в шоу лучших фигуристов мира, а уже на следующий день отправился в один из питерских автосалонов на улице Савушкина, чтобы приобрести себе новое авто. 
Последние три года спортсмен колесил на черном "мерседесе" представительского класса. Но "мерс" ему надоел, и Женя авто продал. Взамен же приобрел "БМВ 530-i". 
- Я ездил на машинах многих марок, а вот "бумера" у меня никогда не было. Тем более что мой друг Александр Кержаков тоже имеет "БМВ" и очень хорошо о машине отзывался, - объяснил свое решение Плющенко в разговоре с корреспондентом "КП". 
За покупкой Евгений приехал в автосалон вместе с любимой девушкой Марией, с которой в последнее время живет на даче под Петербургом, и мамой Татьяной Васильевной. Пока Плющенко общался с продавцами, Маша с нескрываемым восторгом села за руль новинки. 
- Классный автомобиль, - заключила она. - Я очень рада, что Женя его купил. Еще вчера вечером он сомневался, думал о другой модели, советовался со мной. Но все-таки решился на такую машину. Она ему очень подходит. 
А Татьяна Васильевна подобного восторга не выражала. По собственным словам, она расстроилась, когда сын продал "мерседес". 
- Мне нравятся большие машины. Я не понимаю, чего сына не устраивало в предыдущей. Но раз хочет, пускай, - сказала мама фигуриста. 
При покупке Женя поставил условие - стекла автомобиля должны быть тонированными. Не хочет Плющенко, чтобы его узнавали поклонники, когда он сидит за рулем. 
- В "мерседесе" тонировки не было, и я постоянно испытывал дискомфорт, - рассказал Евгений. 
В салоне Плющенко затонировали стекла всего за пару часов. 
ТТХ АВТОМОБИЛЯ 
BMW 530-i 
Вес - 1570 кг; 
рабочий объем двигателя - 2979 см3, шесть цилиндров; 
максимальная скорость - 250 км/ч; 
время разгона с места до 100 км/ч - 6,9 с. 
В машине установлена суперсовременная аудиосистема, телевизор, поворотная оптика, чтобы фары двигались вместе с поворотом руля, активное рулевое управление. Стоимость - 62 тысячи условных единиц. 
КСТАТИ 
Плющенко станет королем отелей 
После Олимпийских игр в Турине, которые пройдут в феврале 2006 года, фигурист собирается открыть в Петербурге собственную сеть гостиниц. 
Ради получения профессиональных знаний Плющенко решил получить второе высшее образование в Инженерно-экономическом университете на факультете туризма и гостиничного хозяйства. 
- Я знаю, что люди, приезжающие полюбоваться красотами Петербурга, часто не могут остановиться в отелях. На всех не хватает мест. В этом смысле идея открыть сеть гостиниц мне кажется перспективной. Сейчас на ее реализацию времени нет, а после Олимпиады - почему бы и нет, - рассуждает Плющенко. 
По собственным словам, в одиночку Евгений гостиничный бизнес не потянет. Он будет привлекать компаньонов. Кого, фигурист еще не решил. А вот какими будут отели, он знает: 
- Хотелось бы открыть гостиницы разных уровней - от пяти до трех звезд, чтобы каждый человек мог выбрать себе номер по карману. 
 _________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО СДАЛ МАТЕМАТИКУ 
"Труд" 5 февраля 2005
Людмила Безрукова 
Сеть гостиниц собирается открыть в "северной столице" многократный чемпион мира по фигурному катанию Евгений Плющенко. 
Но Евгений примется за это непростое дело только после завершения спортивной карьеры. Пока же он решил теоретически освоить гостиничный менеджмент, для чего поступил в Петербургский инженерно-экономический университет на факультет туризма и гостиничного хозяйства. Незадолго до отъезда на январский чемпионат Европы он побывал в университете, где ему был торжественно вручен студенческий билет. 
Как рассказал Евгений, к вступительным экзаменам он готовился все лето в свободное от предсезонных тренировок и сборов время. Возить с собой учебники ему не привыкать: один диплом уже защитил, окончив Академию физкультуры имени П. Ф. Лесгафта. Больше всего боялся за математику: "не дружит" с ней еще со школы. Но в итоге поступил, можно сказать, без проблем. Учиться в университете Плющенко будет экстерном. 
Тренер спортсмена Алексей Мишин поддержал ученика в его стремлении к новым знаниям: "Я сам всю жизнь учился. Расширять кругозор необходимо постоянно. Без этого не стать всесторонне образованным специалистом". 
____________________________________________________________________
 
 ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: "ГЛАВНЫЙ СТИМУЛ - ТИТУЛЫ,
А НЕ ДЕНЬГИ" 

"Спорт-Экспресс" 1 февраля 2005
Елена Вайцеховская 
Говорят, что, когда трехкратного чемпиона мира Евгения Плющенко в очередной раз упрекнули, что он слишком увлекся участием во всевозможных шоу и разнообразных светских мероприятиях и что все это идет в ущерб спортивному прогрессу, фигурист ответил: "Не хочу, чтобы обо мне забыли, как только закончу карьеру". 
С точки зрения результата выступление Плющенко на первенстве в Турине получилось не очень впечатляющим. У прошлогоднего чемпиона Европы - француза Брайана Жубера - Евгений выиграл всего три балла. И почти 25 недотянул до своего лучшего результата. Но остался вполне доволен. А через день после того, как стал четырехкратным победителем европейских первенств, появился в пресс-центре чемпионата вместе с известным венгерским скрипачом Эдвином Мартоном, под чью музыку выступает уже второй сезон. Чтобы представить публике новый совместный проект - DVD-фильм "Жизнь на льду". 
О своем выступлении Плющенко говорил спокойно: 
- Подготовка к сезону у меня получилась сложной. Летом перенес воспаление легких и отит. За годы выступлений у меня не раз бывали травмы - рвал связки, получал порезы, но могу сказать, что та ушная боль оказалась наиболее сильной из всего, что довелось испытать. 
Когда осенью мы начали тренироваться, стали накапливаться новые болячки. Левое колено, пах. После чемпионата России я отдыхал три дня и был уверен, что все пройдет. Но когда снова возобновил тренировки и приехал в Турин, боль только усилилась. Значит, опять нужна пауза... 
Евгения спросили, почему осенью он старался уклоняться от общения с журналистами. 
- Знаете, когда летом я заболел, обо мне начали писать какие-то непонятные и очень обидные вещи, - последовал ответ. - Будто перед тем, как попасть в больницу, я где-то упал, валялся чуть ли не на помойке, что меня подобрал какой-то бомж... Я много думал тогда: чем заслужил все это? Я много лет выступаю за Россию, делаю все, что могу, чтобы принести своей стране медали, славу, а журналисты порой словно не видят ничего этого. Стараются что-то придумать, уколоть. Выздоровев, я стал просто отказываться от многих интервью. Ну а потом началась серьезная работа - и стало совсем не до этого. 
Двумя днями ранее мы с Алексеем Мишиным тренером Плющенко, сидели рядом во время пресс-конференции. 
- Понимаете, - говорил он. - от Жени всегда ждут побед. Причем убедительных. А это не так просто, когда выступаешь на высоком уровне столько лет. Устают ведь не от мышечной работы. А от того, что устает мозг - от предельного напряжения. Сейчас я понимаю, что отказаться от двух этапов "Гран-при" было поистине счастливой идеей. 
Большое количество соревнований, с одной стороны, помогает быстро набрать форму, но с другой - они не что иное, как сведение в кучку всего того, что наработано тренировками. Поэтому я переживал, нервничал. Только дураки не нервничают, когда такой огромный труд затрачен. Но период совершенствования - это прежде всего тренировки. Мы постоянно разучиваем что-то новое. Делали, например, каскад из тройного акселя и тройного лутца. Такой каскад не исполняет ни один фигурист в мире. При новой системе судейства это вроде ни к чему, но я уверен: как только человек перестает учиться - это первый шаг к профессиональной смерти. Хотя могу сказать, что, если бы соревнования продолжали проводить по старой системе, мы могли бы сделать произвольную программу еще ярче, чем она есть. 
В субботу Плющенко говорил: 
- Программу "Крестный отец" я считаю лучшей из тех, что когда-либо у меня были. По всем компонентам, передвижениям, вращениям, костюму. Когда мы с постановщиком Эдвальдом Смирновым приступили к работе над ней, этот процесс настолько захватил, что все пошло как бы само по себе. И у меня, и у него. Программа была готова за три дня, оставалось лишь накатать ее. Не исключено, что оставим эту постановку и на следующий сезон, если не появится более интересных задумок. Насчет короткой программы тоже есть определенные идеи. Мне хотелось бы сделать ее более динамичной. 
- Имеет ли смысл - в свете новых правил - продолжать учить новые, более сложные прыжки, как вы делали до сих пор? 
- Если честно, то нет. Уверен, так думают все спортсмены. Если раньше все, кто претендовал на медали, старались прыгнуть как минимум два четверных, то сейчас одного вполне достаточно. Многие не делают их вообще. Но моя мечта в этом отношении осталась прежней: сделать все четверные прыжки, какие существуют. На тренировках я это делал. Были попытки двух четверных в каскаде, тройного акселя и прыжка в четыре оборота. Останавливаться нельзя. Думаю, система тоже будет меняться. Это не дело, что американские, канадские спортсмены вообще начинают забывать, что такое четверной. 
- Тем не менее складывается впечатление, что соперники - и, в частности, француз Жубер - подбираются к вам все ближе и ближе. Это не пугает? 
- Скажу так: я соревновался и с Элвисом Стойко, и с Тоддом Элдриджем, и с Филиппом Канделоро. Приходилось бороться с Брайаном Бойтано, с Куртом Браунингом - так что в этом отношении я прошел хорошую школу, знаю, как преодолеть ажиотаж. Хотя Жубер, конечно, хороший спортсмен. 
Просто надо заранее хорошо продумать, как строить работу в олимпийском сезоне. Мы с тренером хотим заранее предупредить Международный союз конькобежцев, российскую федерацию фигурного катания о своих планах, чтобы не допустить повторения прошлогодней ситуации. На всех турнирах я выступать не буду, это точно. 
- А как насчет показательных выступлений? 
- От многих предложений я отказываюсь, просто не все знают об этом. После чемпионата мира буду выступать в туре Champions on Ice у Тома Коллинза. Тур не очень длинный - всего месяц. Возможно, проведу несколько выступлений у Ильи Авербуха. В остальном буду готовиться к сезону так, как привык готовиться всегда. Но об этом пока рано говорить. Главное - чтобы не было болезней и травм. 
Для меня выступления в шоу - своего рода тренировка. Многие фигуристы не делают в шоу сложных элементов. Я иногда делаю. Например, в прошлом году, выступая в Art on Ice в трех шоу, сделал четыре четверных прыжка и 12 тройных акселей. Чувствовал тогда, что набрал великолепную форму, и хотелось ее проверить. Так что я просто просил, чтобы осветители немного добавили свет, и прыгал четверные. 
Что касается некоторых других проектов, то я соглашаюсь участвовать в них, если чувствую, что мне это интересно, и если позволяет время. Получил удовольствие, снимаясь для телевидения в "Новогоднем огоньке", познакомился с певицей Глюкозой. Год назад тоже участвовал в таких съемках - даже что-то пел. Стараюсь просто использовать возможность приучить себя к камере, к микрофону. Мне бы хотелось сняться в кино и, если в дальнейшем представится такой шанс, хочу чувствовать себя на съемках более комфортно. 
- Вы взрослеете, становитесь самостоятельнее. Но порой кажется, что тренер чересчур вас опекает. Это не вызывает раздражения, внутреннего протеста? 
- Мы с Алексеем Николаевичем прежде всего очень хорошие друзья. Вообще считаю, что мне крупно повезло и с выбором вида спорта, и с тем, что я попал к Мишину. Нравятся и те рабочие отношения, которые у нас сложились. Мне не очень по душе, когда спортсмен с тренером на "ты". Должна быть дистанция, дисциплина. Тогда будет результат. 
- Помните свой первый чемпионат Европы в 1998-м, когда вы совсем маленьким попали в сборную? 
- Конечно, помню. Стал вторым, хорошо прокатался. Только ведь у меня никогда не было ощущения, что я маленький. Маленьких спортсменов в большом спорте не бывает. И меня раздражает, когда я такое слышу. Когда я только начинал выступать, мама всегда говорила: "Запомни, ты не маленький, а такой же, как все". Наверное, поэтому я никогда не смотрел, кто взрослее меня, кто опытнее. Всегда стремился сначала приблизиться, а потом обойти. И учился. У Алексея Ягудина, у Урманова, у Татаурова, у Новосельцева, которые тогда катались в группе Мишина. Четверной прыжок учил по видеозаписям Элвиса Стойко. Помню, как вместе с мамой крутили дома видеопленку - смотрели, как Элвис заходит на прыжок, как его делает. Он как раз на каком-то чемпионате мира исполнил каскад 4+3, и мне очень нравилось, как у него это получается. 
- Это правда, что после Олимпийских игр в Турине вы собираетесь кататься еще четыре года? 
- Не исключаю этого. Мне будет только 23 года. Знаю, что Плющенко надоел многим - видел, как на чемпионате Европы французские телеоператоры ходили вокруг Жубера, снимали его без конца - видимо, думали, что сильно меня этим раздражают. Но я люблю соревноваться. И главный стимул для меня сейчас - это титулы. Деньги я могу заработать и в другом месте. 
 
______________________________________________________________________________

"Я ОТКАЗАЛСЯ ОТ ГЛАВНОЙ РОЛИ В КИНО" 
"Газета" 31 января 2005
Даниил Орловский 
Завоевав в Турине золотую медаль, четырехкратный чемпион Европы по фигурному катанию Евгений Плющенко дал эксклюзивное интервью корреспонденту "Газеты" Даниилу Орловскому. 
- Евгений, вы неоднократно говорили, что единственным истинным соперником считаете себя самого. Сейчас мнение не изменили? 
- Хочу сразу же уточнить, что с большим уважением отношусь ко всем соперникам. В том числе, естественно, и к Жуберу, которому в прошлом году проиграл чемпионат Европы, а в нынешнем - короткую программу. Это действительно сильный фигурист, которого нельзя не принимать в расчет. Просто я убежден, что если чисто исполню все элементы, то выиграю при любом прокате того же Жубера. И в этом плане своего мнения я не изменил. 
- Чем вы объясняете провал в короткой программе? 
- Прежде всего усталостью. Я ведь не робот какой-нибудь, а обыкновенный человек. Вовсе не собираюсь жаловаться, просто не справился с нагрузкой. Составляя план подготовки к чемпионату Европы, мы с Алексеем Николаевичем Мишиным решили, что участвовать в декабрьском финале Гран-при нецелесообразно. Поэтому выступил только на одном из зачетных этапов Гран-при - московском. Но так вышло, что из первого запасного я в один прекрасный момент превратился в полноценного участника финала. Отказаться от него уже было тяжело - с этической точки зрения. И вместо того чтобы тренироваться в Петербурге, пришлось ехать в Пекин. А на носу, то есть в начале января, уже был чемпионат России, сняться с которого мне бы совесть не позволила. Турнир-то в Питере проходил. 
- Насколько мне известно, вам все же пришлось рассматривать такой вариант, поскольку сразу после Нового года оказались на больничной койке... 
- Если бы слег несколькими днями позже, то, возможно, и пришлось бы. Но на деле все разрешилось само собой - перед самым чемпионатом России врачи дали мне добро на выступления. К тому же в больнице я только обследовался. Было подозрение на отит, из-за которого прошлым летом слег надолго, но обошлось. Я в медицинских вопросах с некоторых пор подкован. Знаю, что отит иногда становится хроническим. 
- К вопросу об усталости. Существует мнение, что вы в последнее время злоупотребляете участием в различных шоу, которые изматывают. Это неправда? 
- Это просто глупость. Шоу для фигуристов - далеко не только способ заработать, как некоторые считают. Ведь именно в шоу лучше всего обкатывать программы, проверять их на зрителях. Одно дело, когда катаешься только перед тренером, другое - когда имеешь постоянный контакт с публикой. Наконец, главное заключается в том, что в шоу нет необходимости исполнять архисложные элементы. Почти всегда это облегченный вариант программы. Поэтому здесь-то как раз проблем нет. Я вам такой пример приведу. Совсем недавно состоялся чемпионат США. Так там к моему агенту Ари Закаряну неоднократно подходили американские тренеры с просьбой пристроить их фигуристов в какое-нибудь шоу. Причем эти фигуристы готовы были выступать бесплатно! Бесплатно! Это единственный способ как следует подготовиться к чемпионату мира. 
- Евгений, как вы все успеваете: и тренироваться, и учиться в инженерно-экономическом университете, куда вы недавно поступили, и с Глюкозой выступать? 
- Да успевать-то - ладно, вот исполнять прыжки не на льду, а на паркете, когда мы снимались с Глюкозой для новогоднего шоу, действительно было тяжело. Представляете - прыгать, отталкиваясь от пластмассы?! Кстати, не исключено, что тандем с Глюкозой еще возродится. А учеба еще пока никому не вредила. 
- Почему вы выбрали именно это учебное заведение? 
- Потому что в перспективе собираюсь серьезно заняться бизнесом. Это в школе у меня были нелады с математикой. Сейчас же вижу необходимость получить экономическое образование. 
- Насколько я понимаю, вы уже составили определенный бизнес-план. 
- Хорошо, раскрою небольшой секрет. Есть идея выпуска одежды, названной моим именем. 
- О какой одежде идет речь? 
- Начнем со спортивной одежды. В дальнейших планах и дизайнерские модели. Кроме того, практически решен вопрос о выпуске коньков "Плющенко" с ботинками. Я увлекаюсь модой, и мне это действительно интересно. 
- А правда, что вам предложили сняться в главной роли в кино? 
- Было даже несколько предложений. Самое заманчивое - сняться в приключенческом фильме. Я с мечом в руках, Средние века, потрясающие пейзажи... Однако из-за Олимпиады осуществление проекта придется отложить. 
- Об олимпийских программах уже думали? 
- Определенные наметки имеются. Думаю, их создание не обойдется без участия моего друга Эдвина Мартона, написавшего музыку к моим программам нынешнего и прошлого года. 
 _____________________________________________________________________

  ТАЙНЫ "КРЕСТНОГО ОТЦА" 
"Смена" 31 января 2005
Борис Ходоровский 
Для многих фигуристов камнем преткновения является поиск музыки для своих композиций. Выбрать подходящую мелодию очень сложно. Она должна быть, с одной стороны, узнаваемой, с другой - незаигранной. Плюс к этому - идеально укладываться во временной интервал, предусмотренный правилами, и подходить спортсмену по характеру. Два года подряд решать эту сверхзадачу Евгению Плющенко помогает венгерский скрипач и композитор Эдвин Мартон, с которым побеседовал в Турине корреспондент "Смены". 
- Почувствовали ли вы специфику аранжировки музыки для спортивных выступлений? 
- Кажется, да. Здесь главное - добиться единства исполнителя и зала. Чтобы все десять или пятнадцать тысяч человек, сидящих на трибунах, увидели чудо. Они ведь за этим и приходят на соревнования фигуристов. Музыка для программы нынешнего сезона переделана таким образом, чтобы ритм ускорился. 
- Правда ли, что вы аранжировали хорошо известную музыку "Крестного отца" так, чтобы акцент был сделан на движениях рук фигуриста? 
- Можно и так сказать. Женя несколько раз приезжал в Будапешт, где мы работали над записью музыки в моей студии. Он объяснял мне, что нужно сделать. Какие-то мои идеи принимались, какие-то отвергались именно из-за специфики фигурного катания. Совместная работа была безумно интересной. Тема "Крестного отца" звучит пять секунд в начале программы, затем четыре минуты фактически оригинальной музыки, написанной мною. 
- Владельцы прав на творческое наследие композитора Нино Роты не предъявляли финансовых претензий? 
- Мы девять раз переделывали программу. По сути дела это новая музыка, написанная специально для фигуриста Плющенко. Если будут какие-то претензии, то за использование темы, безусловно, придется платить. Хотя в таких случаях львиная часть гонорара достается аранжировщику. Пока же таких вопросов просто не возникало. Есть же в конце концов "Кармен" Бизе - Щедрина. 
- Легко ли вы нашли общий язык с Женей? 
- По-русски я говорю практически свободно. Восемь лет учился в Москве в Центральной музыкальной школе. Взгляды на то, какой должна быть мелодия для программ фигуриста, тоже совпадают. 
- Плющенко часто катается под живую музыку в вашем исполнении. Можно ли назвать это совершенно новым жанром искусства? 
- Безусловно. Когда идет катание под запись, пусть даже и высокопрофессиональную, создается странное впечатление: на льду катается живой человек, а музыка все же мертвая. Когда музыкант стоит рядом и исполняет композицию, чувствуя нюансы настроения спортсмена, восприятие совершенно иное. Не случайно такой популярностью в Европе пользуется шоу Art on Ice, номера которого выстроены по этому принципу. 
- Как вы отнеслись к тому, что вашу музыку использовали в прошлом сезоне кроме Плющенко российская пара Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин и юная венгерская фигуристка Виктория Павук? 
- Это чистая случайность. Они не знали о нашем сотрудничестве с Женей и просто взяли музыку с диска. 
- Предложения написать оригинальную музыку от других фигуристов к вам поступали? 
- Поступали. Но я пишу только для Жени. Мы с ним все это придумали, мы с ним друзья. Другому я просто не смог бы написать. 
- В олимпийский сезон ваше сотрудничество с питерским фигуристом продолжится? 
- Как гласит русская пословица, Бог любит троицу. Мне бы хотелось и дальше работать с Женей. У нас есть определенные идеи, а конкретная работа начнется после чемпионата мира в Москве. 
- В одном из недавних интервью Плющенко сказал, что "Крестный отец" обошелся ему и Алексею Николаевичу Мишину в шесть тысяч долларов… 
- Мне бы не хотелось развивать эту тему. Могу только напомнить еще одну русскую поговорку: дружба дружбой, а денежки врозь. 
 _______________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: "ЕСЛИ Я ОТКАТАЛ ПРОГРАММУ ЧИСТО, ТО НИКТО НЕ СМОЖЕТ МЕНЯ ОПЕРЕДИТЬ" 
"Известия" 31 января 2005
Игорь Порошин 
Российские фигуристы первенствовали во всех четырех номинациях на чемпионате Европы по фигурному катанию в Турине. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин защитили чемпионский титул в парном катании, Татьяна Навка и Роман Костомаров - в танцах, а Евгений Плющенко и Ирина Слуцкая вернули себе звания сильнейших на континенте в одиночном катании. Причем Плющенко сделал это в тяжелом соперничестве с Брианом Жубером. Корреспондент "Известий" Игорь Порошин встретился с самым титулованным фигуристом современности на следующий день после его триумфа. Плющенко был очень спокоен и уверен в своем превосходстве над конкурентами 
- Есть ли в мире фигурист, который может выиграть золотую медаль при чистом прокате Плющенко или даже при прокате Плющенко с легкими помарками, как это случилось в Турине? 
- Нет. Если я откатал программу чисто, то никто не сможет меня опередить. 
- Разве американец Джонни Вейр или канадец Джеффри Баттл не станут с вами вровень, если, наконец, освоят прыжок в четыре оборота - во всем остальном это потрясающе одаренные фигуристы? 
- Я знаю, что на тренировках они исполняют этот элемент. Но при этом не рискуют включать его в программы. Такова новая система судейства. Если раньше все стремились рисковать, то теперь многие довольствуются тем, что хорошо освоили. Если Вейр и Баттл не замахиваются на большее, значит они боятся потерять те позиции, которые занимают. А это не первая позиция. 
- Вам не нравится новая система судейства? 
- Односложно нельзя сказать. В ней есть плюсы. Но главный минус перевешивает: эта система не стимулирует развитие фигурного катания. А движущей силой фигурного катания до сих пор было стремление осваивать прыжки новой сложности, но при этом и дорожки шагов стараться делать красивые, и вращения. Теперь я вижу, как сегодня многие заменяют в программах комбинацию тройной аксель-тройной тулуп на тройной лутц-тройной тулуп. Очень невыгодно при новой системе рисковать. А риск - благородное дело. 
- Но вот ваш главный европейский соперник - Бриан Жубер не облегчает программы. В прыжковой части они также сложны, как и ваши. Означает ли это, что Жубер для вас опаснее других? 
- Жубер, Вейр, Баттл, Сандю, Гейбл - я никого не выделяю из этого ряда. Все эти ребята одинаково опасны. У каждого свои сильные и слабые стороны. Кто-то здорово вращается, но не слишком силен в прыжках. Кто-то, наоборот, владеет прыжками в четыре оборота, но не умеет вращаться и не очень силен в артистической стороне фигурного катания. 
- Это вы о Жубере? 
- Ничего не имею лично против него. Напротив, с Жубером очень интересно состязаться - сильный характер, настоящий боец. Он умеет реализовывать себя в турнирах не на 100, а даже на 120 процентов. Но я всякий раз удивляюсь, когда вижу его вторую оценку. Мне она кажется сильно завышенной. 
- Это попытка судей искусственно создать интригу, чтобы зрители не скучали? 
- Я так думаю. Все понимают, что фигурное катание остановилось в своем развитии, но вот его и пытаются как-то двигать вперед. Не понимаю только, почему в главные противники Плющенко выдвинут Жубер. Справедливее, если бы это был Стефан Ламбьель. Это разносторонне одаренный спортсмен, который, заявляю это ответственно и без эмоций, в качестве катания, во вращениях, в дорожках шагов и в артистической выразительности сильнее Жубера. И при этом вторая оценка Ламбьеля в произвольной программе оказалась на четыре балла ниже. Так что ничего не изменилось. Никакой объективности в судействе, как не было, так и нет. Судьи вольны в своих симпатиях, пристрастиях, как и прежде. А инструментом выражения симпатий, как и раньше, выступает вторая оценка. Ну что ж, Жубер так Жубер. Я готов к прессингу. 
- А вы готовы к усилению прессинга? Скажем, к тому, что ваш старый друг Алексей Ягудин и Татьяна Тарасова станут полноправными членами команды Жубера в олимпийском сезоне. Ведь Тарасова уже помогает ему как хореграф, а Ягудин числится тренером-консультантом Жубера. Правда, это пока скорее пиар-акция. А что если это будет уже не только пиар и хореография, а полновесная поддержка команды, которая обыграла вас на Олимпийских Играх в Солт-Лейк-Сити? 
- Это право Жубера. Я же не могу запретить ему работать с Тарасовой. Если прямо - мне по барабану, кто там будет в его команде в олимпийском году. Потому что у нас своя команда. Мы сделали выводы из ошибок предыдущего олимпийского цикла. Мы стали сильнее. Одно могу сказать, что мне не нравится, когда спортсмены меняют тренеров по сто раз. Это неправильно. Нужно относиться к тренеру прежде всего, как к человеку, а не как к станку, который тебя обрабатывает. 
- Может быть, и Жубер исповедовал бы ваши правильные принципы, если бы его тренером был Мишин. 
- Я и не отрицаю, что мне очень повезло с тренером. 
- Вы, конечно же, уже слышали такое суждение, будто Плющенко слишком много сил тратит на различные шоу-проекты, и это сказывается на его спортивных результатах. Что вы на это можете возразить? 
- По состоянию на сегодняшний день, Плющенко владеет титулами чемпиона мира, Европы и победителя Гран-при - вот мое возражение. Я получаю очень много предложений участвовать в ледовых шоу, и на большую часть этих предложений отвечаю отказом. А те шоу, в которых я участвую, - это не только заработок, но и возможность поддержать форму и главное обкатать программы, понять, как на них реагирует зритель. Это очень важно - именно со спортивной стороны. 
- Чтобы прояснить, как устроен мир профессионального фигурного катания, вы могли бы назвать соотношение ваших доходов от шоу и собственно от спортивных турниров? 
- Безусловно, основной доход мне приносит участие в шоу. Хотя бы потому, что шоу гораздо больше, чем соревнований. 
- Сейчас в России предпринимаются серьезные попытки превратить ледовые шоу из разовых и случайных мероприятий в профессионально организованную отрасль зрелищ. В частности, Илья Авербух создал свою ледовую антрепризу. Как вы оцениваете перспективы этого бизнеса в России? 
- Как очень хорошие. Илья - молодец. То, что он делает, может дать потрясающие результаты. Я имею в виду не только финансовую, но и спортивную сторону. Ведь большинство людей заканчивают серьезно заниматься фигурным катанием еще в школьном возрасте из-за того, что в этом виде спорта только призеры чемпионатов мира и Европы зарабатывают достойно. Если в России ледовые шоу станут успешными, прибыльными, то это сразу же резко повысит статус нашей профессии, и родители будут приводить своих детей в секции фигурного катания не только, что называется, из любви к искусству. Доходность профессии - это очень важный стимул. 
- У вас нет ощущения, что вы родились не вовремя? Еще семь-десять лет назад ситуация в фигурном катании была другой. Бывшие чемпионы мира и призеры Олимпийских Игр участием в турах и так называемых профессиональных турнирах зарабатывали себе состояния. Другим был интерес телевидения и рекламодателей к фигурному катанию. Сейчас ABC пересматривает контракт с ИСУ (Международный Союз Конькобежцев - прим.ред.) в сторону понижения, урезаются программы ледовых шоу и падают гонорары фигуристов. 
- Я знаю, что звезды прошлых лет зарабатывали больше, гораздо больше, чем зарабатывают сегодня. Но при этом мне хватает того, что я имею. Я чувствую себя очень комфортно и для меня главным остаются титулы. Прежде всего - титул олимпийского чемпиона, которого у меня пока нет. 
- В современном фигурном катании невозможно заработать больше миллиона долларов в год? Я не беру в расчет рекламные контракты Мишель Кван - она одна такая на все фигурное катание. 
- Я могу говорить только о себе. Я не зарабатываю миллионов. 
- Я знаю, что вы очень любите футбол. 
- Да и, кстати, дружу с Сашей Кержаковым. 
- У вас нет ревности к футболистам? Будучи, как минимум, Роналдо в фигурном катании, вам не достается и пятидесятой доли его денег и славы. 
- Бывает дискомфорт по этому поводу, если честно. Но тут ничего не поделаешь - это судьба. Я выбрал фигурное катание, а не футбол. Коммерческую привлекательность того или иного вида спорта создает телевидение. Рекламная привлекательность фигурного катания изначально ниже футбола. Фигуристов не оденешь в Adidas или Nike. У нас мало соревнований. Фигурист находится на льду всего четыре минуты и еще пару минут в kiss and cry corner. Футбольная команда, одетая в форму одного производителя с одним и тем же спонсорским логотипом - непрерывно в кадре 90 минут. Разобраться в футбольных правилах гораздо проще, чем в наших лутцах и флипах. Потом в фигурном катании очень велик разрыв в заработках между теми, кто регулярно попадает в призеры и теми, кто занимает места сразу за ними. Что уж говорить о спортсменах из второй и третьей десятки. Сравнить с тем же теннисом, даже не сами суммы, а разрыв в заработках - день и ночь. Но мы говорим о самых успешных видах спорта, а если сравнить гимнастику с фигурным катанием, то окажется, что в моем виде спорта все не так уж плохо. 
- Мне очень нравится ваша произвольная программа. На мой вкус, она лучшая за последние четыре года, а может быть, и вообще за всю вашу карьеру. 
- Я согласен с этой оценкой. 
- В связи с этим, нет ли у вас сожаления, что эта программа сделана в предолимпийский год? Может быть, ее стоило приберечь на Олимпиаду? 
- Ну это было бы странно. Пришло вдохновение Эдвину Мартону (венгерский скрипач и композитор, который уже второй год пишет музыку специально для Плющенко - прим. И.П.) - и он написал эту музыку. Мы с тренером послушали то, что сделал Эдвин - и тоже вдохновились. У меня бы эта мелодия не выходила бы из головы, и все остальное казалось в сравнении с ней скучным, если бы мы решили, как вы предлагаете, отложить ее про запас, на олимпийский сезон. 
- Некоторые спортсмены катают одну и ту же программу два сезона. В вашем случае это возможно? 
- Не исключено. Хотя надо попробовать сделать что-то еще более захватывающее. 
- Останетесь ли вы в спорте, если сбудется мечта вашей жизни и через год вы, как и сейчас, увезете из Турина золотую медаль? 
- Не готов сейчас ответить на этот вопрос. Все будет зависеть от того, что я буду чувствовать в этот момент. Если это будет усталость от спорта, то я уйду. Очень тяжело на любой старт выходить с мыслью, что ты обязан быть первым. И потом не только я могу устать выигрывать, но и зритель может устать от моих побед. Это большое искусство - уйти вовремя.