Сезон 2003-2004 (Часть 11)

 СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК 
"Атмосфера" №4/2004
Ирина Степанцева 
Он только-только приехал в Петербург, чтобы тренироваться у известного тренера. Кто знал тогда, сколько ледового "золота" сумеет ухватить в будущем этот хрупкий белобрысый парнишка - то ли чуть замкнутый, то ли сильно растерявшийся в большом городе? А тут ещё эти дама-хореограф из Мариинки, что вдруг предложила ему не кататься, а танцевать! Женя тогда опешил и ответил как воспитанный мальчик: "Спросите у мамы!" Мама давить не стала и за амбициями великой Мариинки не погналась. "Выбирай сам", - сказала она. Что выбрал неповторимый фигурист Евгений Плющенко, теперь знает весь мир. 
Тренер Алексей Мишин уже давно стоял на американской земле на законных основаниях, а Женя всё ещё пытался ответить на простой вопрос таможни: "И зачем это вы, мистер Плющенко, приехали в Вашингтон?" Мистер вроде всё уже объяснил, как положено, но последовал новый вопрос: "Вы что, выигрывать чемпионат мира приехали?" - "Нет, - ответил Женя, - просто кататься!" 
"А где вы будете жить?" - вот это со стороны американцев было уже коварством. Адреса друзей, у которых нужно было провести предстартовые дни, Евгений Плющенко не знал. Он предложил пограничникам позвонить друзьям и уточнить их координаты. Но мобильный, как назло, решил не включаться! Таможня разошлась не на шутку: а нам какое дело? Плющенко был отправлен в сторону до выяснения обстоятельств его "сомнительного" приезда. Тогда фигурист начал искать зону работы мобильного телефона. К счастью, такая зона нашлась - в туалете. После быстрого разговора в кабинке адрес проживания был внесён в базу данных. Так, через место общественного пользования, Женю принял Вашингтон в 2003 году. Но… без чемодана с одеждой, который четыре дня блуждал в поисках хозяина неизвестно где. Так что первые дни на американской земле проходили по одному и тому же графику: тренировки, отдых и магазины - поиски спортивного костюма, кроссовок, ботинок, белья. Потом был нервный и изматывающий турнир. А затем… местные пограничники смело могли упрекать Евгения в лжесвидетельстве - чемпионат мира он выиграл. Это была уже вторая "золотая" победа на чемпионате мира в его карьере. Но Женя не лукавил, утверждая, что приехал не выигрывать, а просто кататься. Это выработанная годами психологическая установка. С таким настроем ему легче переносить напряжение турнира: "Меня мысли о "золоте" сбивают с толку, я начинаю постоянно думать только об одном. Вот в Солт-Лейк-Сити я ехал выигрывать, и к чему это привело?" 
БИТВА ГИГАНТОВ 
На Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити это привело к "серебру". Как любой спортсмен высочайшего уровня, теоретически Женя допускал, что золотая медаль может оказаться на чужой шее. "Это моя самая заветная мечта, я выиграл уже всё, кроме Олимпийских игр. Однако если не получится победить, я не повешу нос. Стану работать ещё больше и, может, выиграю Олимпиаду через четыре года. А может, через восемь лет. Я ведь собираюсь кататься ещё лет десять. И главным соперником себе буду я сам". 
…Теоретически, конечно, Женя допускал, что он может проиграть Олимпиаду. Но практически - в тот года всё было нацелено только на победу. В первую очередь - над вечным соперником Алексеем Ягудиным. Их дуэль подогрела интерес к фигурному катанию во всём мире до такой степени, что порой уже было неясно - что интересует публику больше: сами выступления фаворитов или кто из них кого "сделает". 
Несколько лет им не дано было жить на льду друг без друга. Ещё задолго до Олимпиады в Солт-Лейк-Сити они начали битву, которая не только выматывала их без остатка, но и мощным бульдозером толкала вперёд всё фигурное катание. Зрители в упоении наслаждались, потирали руки и с удовольствием наблюдали за схватками своих любимцев на льду и за его пределами. Правда, за пределами в бой вступала в основном тяжёлая артиллерия - гиганты фигурного катания Алексей Мишин и Татьяна Тарасова (ставшая тренером Ягудина после того, как он ушёл от Мишина, почувствовав себя обделённым профессорским вниманием). 
Хронология тех событий ни в чём не уступает хорошему детективу, а временами и триллеру. Выигрывал то один, то другой. Они закаляли характеры друг друга, соблюдая внешний нейтралитет. Но при этом предпочитали не находиться на одной территории без крайней необходимости. У Жени с тех времён выработался стойкий иммунитет на вопросы о Ягудине: "Мы не дружим, но и не враждуем. Хотя вместе время, конечно, проводить не будем. На льду мы соперники, за его пределами - не друзья, но товарищи. Разговоры о том, что мы ссоримся, - это неправда. Выражаясь образно, мы "ссоримся" на льду". 
Евгению Плющенко вообще не свойственна склочность характера. Сдержанность - да, может быть, даже внешняя холодность. Как-то его спросили, способен ли он на безумный поступок? Ответил он не сразу, сначала долго-долго думал: "Мне кажется, я разумный человек. В школе, бывало дело, дрался - потому что дразнили, что я занимаюсь девчачьим видом спорта. Приходилось кулаками доказывать своё. Но те времена прошли. У взрослых есть более действенные способы доказательств". 
Женя в Солт-Лейк-Сити отдал победу Ягудину. Причём, упав, оказался аж на четвёртом месте. "После короткой программы я был в шоке, как и мои болельщики. Разве можно так кататься? Вообще с четвертого места сложно что-то сделать. Поэтому "серебром" я доволен". Тренер Машин, честно разделивший с Плющенко рану поражения, устало признался тогда: "Жене удалось стать серебряным призёром лишь потому, что он силён духом. Это его первая Олимпиада. Будем смотреть в будущее. А ошибку - анализировать. Но я могу сказать: не страх заставил его упасть, а стремление сделать ещё лучше, чем он делал". 
СТОЙКИЙ ЛЕДОВЫЙ СОЛДАТИК 
Такие проигрыши не забываются, на них поднимаются вверх, стремительно взрослеют и ещё - мстят. Через год после Олимпиады Евгений Плющенко ехал в Вашингтон уже только за золотой медалью. За плечами был опыт и побед, и проигрышей. Правда, было ещё разболевшееся колено - результат неудачного падения на тренировке. "Сам вымахал вон какой, а косточки ещё детские", - заметил тренер, заставив Женю прямо в коридоре продемонстрировать больное колено группе товарищей с диктофонами. Потом тщательное обследование подтвердило, что чемпион мира действительно страдал типично юношеским заболеванием - зона роста большой берцовой кости ещё не закрылась, и периодически от нагрузок возникало воспаление. 
Когда Евгений Плющенко задирал штанину и показывал припухшую ногу, он был смущён. Потому что воспитан не в оправдательном духе ("там болит, здесь болит"), а в истинно спортивном: "Если проиграл, всё равно никому не докажешь, что что-то болело. Это никого не интересует! И я никому об этом не рассказывал". 
Он много о чём не рассказывал. Это и черта характера, и советы тренера, который искренне считает, что лишние разговоры и откровения опустошили бы Женю. Хотя на самом деле чемпион мира немало хлебнул в своей потрясающе ранней и внешне безоблачной карьере. Когда мама привела Женю в секцию фигурного катания, он был самым маленьким в группе. Падал и нуждался в помощи - встать с льда для новичка-неумёхи тоже проблема. Мальчишки, уже успевшие чуть-чуть позаниматься, вовсю хихикали и дразнили. Никто не мог предположить, что уже в семь лет Женя Плющенко выиграет всесоюзные юношеские соревнования "Хрустальный конёк". Этот приз вдруг открыл ему глаза: "Я увидел, что многие вещи у меня получаются лучше, чем у других". Из родного дома, от любимой мамы пришлось переехать в Петербург, к Алексею Мишину. После провинциального Волгограда Питер казался устрашающе огромным и чужим. В одиннадцать лет Женя оказался там один - на самообслуживании, самообстирывании… Утром - час добирался до катка, затем ехал в школу, затем опять на лёд. Но самым тяжёлым было возвращение домой - к одиночеству. Мальчик отчаянно тосковал, а утром снова брал рюкзак с учебниками, форму для тренировок и отправлялся на каток. 
"Я очень часто плакал от тоски по близкому и привычному, только этого никто не видел. Так и взрослел. Через год ко мне приехала мама, мы сняли комнату в коммуналке. И уже это казалось мне счастьем - хотя не было ни ванны, ни горячей воды, шныряли мыши", - вспоминает Женя. 
Как-то стойкий ледовый солдатик всё же не выдержал - засобирался домой. Правда, мыши тут были совершенно не при чём - полезли амбиции: тренер в основном занимался большими ребятами, а малолетка Плющенко уже не хотел мириться с таким положением. "Всё! Уезжаю!" - пригрозил он Мишину. "Давай - совершишь ошибку", - спокойно отреагировал профессор. Больше они к этому вопросу не возвращались. 
БОЛЕЗНЬ С НЕБЕС 
Это болезнь тех, кто уже на пути к вершине. И Женю она не миновала. Даже внешне было видно: мальчишка дорвался до заработков и его распирает от гордости, что он может позволить себе ранее запретные вещи. "Его ко льду не пригнёт?" - ехидничали журналисты, наблюдая, как восходящая звезда выезжает на выступления с тяжёлыми золотыми цепочками и браслетами. "Да, я дурил. И хорошо, что переболел "звёздной болезнью", когда только начал подниматься вверх - в пятнадцать лет, после возвращения с первого взрослого чемпионата мира. Я выиграл тогда "бронзу", а мог бы и "золото". Вот тут и подкрались мысли: а зачем работать, если я и так всё умею? Мне всё быстро объяснила мама, наверное, раньше всех почувствовав угрозу. И я её понял, тем более что перед глазами были примеры друзей, которые даже не пытались бороться со "звёздной болезнью" и кончили весьма плачевно". Излечила Женю не только мама, но и сама обстановка, в которой он катался: рядом были знаменитости, один олимпийский чемпион Алексей Урманов чего стоил! И Плющенко, чтобы не ударить в грязь лицом перед уже известными фигуристами, должен был каждый день серьёзно работать. Приходилось преодолевать себя. "Хочешь поспать утром, ненавидишь утренние тренировки? А что, есть другие варианты? Помоги себе сам". 
Помогал тренер - кормил, поил, даже учил правильно держать вилку с ножом. Помогала и мама - самый трепетный и близкий зритель. Кстати, его коронное вращение "Бильман", которое раньше исполняли только женщины, - во многом мамина заслуга. Именно ей показалось, что сын сможет это сделать. И именно она растягивала Женю специальными упражнениями, чтобы он смог во вращении встать в вертикальном шпагате. "Мне сегодня многие говорят: зачем ты исполняешь это вращение - ведь вырос уже, гибкость не та? Но мне до сих пор не тяжело его исполнять. Разве что спина иногда подводит: бывает больно вращаться". 
Работа над собой велась постоянно. На чемпионате мира в Ванкувере после первой мировой золотой медали Плющенко вдруг заговорил по-английски. Раньше в общении с иностранцами ему помогал переводчик. Так было и за день до триумфа. Но блистательная победа перевела его в суперэлиту. С золотым "паспортом" чемпиона мира Женя уже не мог позволить себе такую слабость, как невладение языком. 
Тренер Мишин всё эффектно спланировал. "Великий немой" должен был заговорить именно в день триумфа. И он заговорил и даже умудрился на родном для чемпионата языке развеять миф о чрезмерно жесткой дисциплине в группе Алексея Николаевича. "О чём вы? Палками меня никто не бьёт, руки не выворачивает. Но и вести себя разнузданно, конечно, не позволят". 
Выиграв массу титулов, успешно пройдя болезни победного роста, Женя научился контролировать свою жизнь и выбирать, что в ней главное, а что - может подождать. Например, раньше во время чемпионатов телевизионщики обожали торчать на футбольных баталиях, что устраивали Плющенко и компания звёзд фигурного катания. Сейчас от футбола пришлось отказаться: "Я всегда очень любил футбол. Но приходит время выбирать. Если к своим травмам я добавлю ещё и футбольную - вот будет "здорово"! 
УЛЬЯНА, КОТОРАЯ ВСЕГДА РЯДОМ 
"Только непрофессионалы могли думать, - говорил Алексей Мишин в Вашингтоне, - что после ухода Алексея Ягудина Женя всего лишь непринуждённо снимает "сливки". Посмотрите, какой высочайший уровень катания у мужчин! Любой чемпионат - это далеко не лёгкая прогулка за золотой медалью". 
В Вашингтоне в те дни, когда США начали бомбардировки Ирака, американские спортсмены горели желанием устроить сенсацию и прыгнуть на главную ступеньку пьедестала. Они словно ждали, что нервозная обстановка заставит русского спортсмена споткнуться. Но Женя не споткнулся, хотя "сливки" были сняты я тяжелейшим трудом. 
На триумфальной пресс-конференции Плющенко шутил. Упомянул, что подарил тренеру щенка среднеазиатской овчарки, чтобы в будущем она охраняла загородный дом. Попытался уйти от вопроса о строительстве собственного дома, но был прижат к стенке: "Да, есть такие задумки". Посетовал, что очень трудно найти учителя английского языка: все отказывались, услышал фамилию потенциального ученика, - видимо, стеснялись… И, между прочим, сказал несколько слов про свою девушку с красивым именем Ульяна. Заметил, что она не спортсменка (видимо, подразумевая, что уж точно - красавица). 
Если сам Плющенко и стремится к идеалу, то объяснять, каков его женский идеал, отказывается категорически. Девочек, девушек, женщин вокруг него всегда было много. Впрочем, визг и писк, который начинается при появлении фигуриста на публике во время чемпионатов, совсем не означает, что звезда не может спокойно передвигаться по питерским улицам. В Питере его любят интеллигентно - в подъездах не гадят, в дверь не ломятся, в основном звонят с предложениями познакомиться "поближе". Девушки признаются в любви Евгению не часто, а очень часто. Особенно экзальтированные особы (чаще всего иностранки) путешествуют за ним по всему миру - фанатизм, крепко сдобренный его молодостью и славой, действительно не знает преград. А после знаменитой программы "Секс-бомба", показанной Плющенко несколько лет назад, чувства поклонниц разгорелись до пожара высшей категории. 
Раньше на признания в любви Евгений отвечал дипломатично: "Не уверен, что это любовь к мне, в не к моему ледовому образу". Ситуацию: "Что мне делать, если я в вас влюбилась?" - милостиво разрешал таким образом: "Любите дальше!" 
Потом поклонницы издали горестный вздох: пришло время официально озвучить отношения Евгения с Ульяной. Произошло это всего год назад, хотя роман со студенткой, тоже блондинкой, длится уже более двух лет. Теперь влюблённым девушкам ничего не остаётся, как передавать приветы ещё и Ульяне - Женя не делает секрета из того, что даже почту на официальном сайте они просматривают вместе. Остальная жизнь молодых людей на всеобщее обозрение не выносится. "Да, я купил дом для всей семьи под Петербургом", - скупо подтверждает Женя, под своей семьёй подразумевая уже и Ульяну. И, замученный бесконечными вопросами о том, как поживает его избранница, отвечает: "Спасибо, хорошо". Единственное, что он позволяет себе добавить, - мол, девушка устраивает его полностью, на неё можно положиться, ему комфортно, уютно и вообще она - то, что нужно для жизни. На самом деле в этом весь Плющенко - его эмоции не терпят суеты и абсолютно не терпят толпы вокруг. 
__________________________________________________________________

ГОРЬКИЕ "СЛИВКИ" 
В прошлом году Питер (теперь родной и совсем не страшный!) гудел от восторга. Женя продемонстрировал сложнейшую программу, оставив позади всех конкурентов. Кстати, эта программа на музыку Игоря Корнелюка, известную по фильму "Бандитский Петербург", заставила Женю проявить упрямство. Тренер был категорически против этой музыки. Но Женя упёрся намертво: "Она меня ведёт, я её чувствую!" И Мишин снял ушанку (в которой расхаживал в Ледовом дворце) перед настойчивостью ученика, публично признав его правоту: "Женя настоял на своём и был прав! Очень обидно слышать, что музыка Корнелюка - не Бог весть какой шедевр! Впрочем, вы всё видели сами…" 
Видели. А в этом году в том же Питере Женю "переплюнул" свои же оценки - получил высшие баллы и за технику, и за артистизм, вновь рекорд России! Но время подтвердило справедливость слов Алексея Мишина: "Не думайте, что он собирает "сливки". Чемпионат Европы-2004 показал, что в фигурном катании талантливые мужчины появляются слишком стремительно. 
Нынешнего соперника Евгения зовут Бриан Жубер. Он заставил говорить о себе ещё в прошлом году, практически повторив программу своего кумира - олимпийского чемпиона Алексея Ягудина. Позже и сам Ягудин подлил масла в огонь, согласившись консультировать Жубера, которого уже вовсю называли его клоном. 
Вчерашний мальчик, который недавно вызывал снисходительную улыбку своим по-детски беззастенчивым желанием походить на Ягудина, действительно неожиданно вырос. И стоило Жуберу всего лишь пощекотать нервную систему Евгения, как король дрогнул. Больные колени Плющенко, которые мучили его с начала сезона, бесконечные разговоры о предстоящей операции, проигрыш в финале Гран-при… Находиться всё время в таком напряжении невозможно. Произошёл обрыв психологической линии. 
Женино катание словно потеряло душу. Красивая программа рассыпалась после первого случайного - словно конёк попал в трещину - падения. А после выступления внешне невозмутимый, но очень бледный Плющенко сказал то, чего от него никто не ожидал: "Колени тут ни при чём. Я хорошо себя чувствовал. Не знаю, что произошло. Наверное, не справился психологически. Да и соперников у меня давно не было - может, расслабился". Многие ли спортсмены способны искать причину проигрыша в себе, а не в стечении роковых обстоятельств? Соперники, почувствовав запах пьедестала, буквально звереют. В спорте даже ярче, чем в обычной жизни, царит закон джунглей - слабых всегда отсекают. Бриан Жубер, как и любой другой соперник, появился очень кстати. Не появись он так нагло, Плющенко в который уже раз соревновался бы сам с собой. А это, как вы понимаете, опасно. Убаюкивает и даёт возможность относиться к себе снисходительно. Но таких, как Женя, даже самый горький проигрыш - да, шокирует, но не выбивает из седла. Теперь ему предстоит новая дуэль, и он твёрдо намерен выйти из неё победителем. 
Фигурное катание для Евгения Плющенко - это жизнь на полную катушку. Это не только бесконечные тренировки: на льду, в зале, на природе. Это не только нервные и непредсказуемые турниры. 
Это - театр: "Я впервые попал в Мариинку на балет в двенадцать лет, мне безумно понравилось. Если бы позволяло время, то ходил бы по театрам без конца". И вот уже венгерский скрипач Эдвин Мартон специально для чемпиона мира создаёт композицию к его программе, посвящённой великому танцовщику Вацлаву Нижинскому… А сам Женя и его тренер идут в музей, поднимают архивы. 
Это - друзья: "Играю в бильярд, в боулинг, в теннис… Кстати, заметил, что так наловчился в последнем, что обыгрываю даже тех, кто занимается очень давно. А про мою любовь к футболу, по-моему, известно уже всем". Это - мечты, и не только о победе на Олимпийских играх, хотя она, несомненно, главная. "Я хотел бы сняться в фильме. Не знаю, в каком и, самое важное, не знаю когда. Это же уйма времени потребуется. Но помечтать-то можно?" 
Он любит морковный сок, мамины пельмени, фильмы со Стивеном Сигалом и Джеки Чаном. Он - из тех звёзд, что загораются редко, но приходят надолго. Жене всего двадцать один год, его коллег в двадцать три зачастую называют лишь "подающими надежды" спортсменами. "Звёзды в какой-то момент могут превратиться в метеориты и сгореть раньше времени", - говорит его тренер Мишин. Женя не просто слушает, он слышит. А раз слышит, идёт дальше. 
_______________________________________________________________________

АРЛЕКИН ПЛЮЩЕНКО
Чемпион мира с детства тяготеет к шуточным номерам 
"Советский спорт" 1 апреля 2004
Дарья Сребницкая 
Как-то Плющенко, на тот момент уже прославленный чемпион, пришел с друзьями на открытый питерский каток, не прихватив с собой коньков. Попросив в пункте проката ботинки 42-го размера, он с удивлением услышал от "выдавальщицы" обуви следующую фразу: "Бери 45-й, другого нет. Какая тебе разница? Ты, небось, и кататься-то не умеешь!" 
…Родители будущего трехкратного чемпиона мира и не думали, что их ребенок станет знаменитым спортсменом. Просто в поселке Солнечный Хабаровского края, где Плющенко провел первые годы своей жизни, мальчик часто болел. Его мама и папа, имевшие рабочие специальности, отправились на Дальний Восток на заработки, но из-за болезни сына вынуждены были вернуться в Волгоград. Именно здесь четырехлетнего Женю и привели в секцию фигурного катания для того, чтобы он физически окреп. Когда Плющенко исполнилось одиннадцать, каток закрыли, устроив на нем склад. И первый тренер юного фигуриста Михаил Маковеев, который, к сожалению, умер несколько месяцев назад, отвез своего воспитанника в Санкт-Петербург к Алексею Мишину. 
Мишин представил нового ученика широкой публике в феврале 1996 года на турнире, посвященном столетию отечественного фигурного катания. Тринадцатилетний юниор, худенький, на тоненьких ножках, в нелепом кружевном жабо, так страстно исполнил роль Арлекина, что было видно: у паренька большое будущее. 
Вообще он тяготеет к шуточным номерам, несмотря на то, что ему подвластны и очень серьезные партии. Последняя произвольная программа Плющенко - "Памяти Вацлава Нижинского" - произвела небывалый фурор. "Мы ходили в музей Нижинского, где изучали творчество великого русского танцора по фотографиям, - говорит Мишин. - Но снимки оказались настолько статичными, что Жене было трудно экстраполировать движения на себя. Пришлось что-то додумывать". 
А на недавнем чемпионате мира в Дортмунде в показательном номере "Асисяй" (название взято из репризы известного питерского клоуна Вячеслава Полунина) Плющенко "оторвался" на полную катушку, превратившись сперва из мужчины в женщину в красной юбочке а ля Кармен, а потом обратно в мужчину. Мишин по секрету сообщил корреспонденту "СС", что Женя изобразил популярную певицу Бритни Спирс. "Правда, существовала опасность, что нас не поймут, ведь кто-то мог посчитать, что были задеты тонкие чувства сексменьшинств. Мы, конечно, рисковали. К счастью, у немножко флегматичных немцев номер прошел "на ура". Теперь Плющенко предстоит завоевать своей Бритни смешливую американскую публику: он улетел в тур Тома Коллинза, где даст восемнадцать выступлений. 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО 
Евгений Плющенко 
Родился 3 ноября 1982 г. в поселке Солнечный Хабаровского края. Рост 178 см. Чемпион мира среди юниоров 1997 г. Серебряный призер Олимпийских игр 2002 г. Чемпион мира 2001, 2003-2004 гг. Чемпион Европы 2000-2001, 2003 гг. Первый тренер - Михаил Маковеев. Тренер - Алексей Мишин. Хобби: музыка, танцы, компьютерные игры. Живет в Санкт-Петербурге.
______________________________________________________________________

КАК ПЛЮЩЕНКО В ЖЕНЩИНУ ПРЕВРАТИЛСЯ
На чемпионате мира в Дортмунде Женя околдовал зрителей новым показательным номером с переодеванием 
"Комсомольская правда в Петербурге" 2 апреля 2004
Дмитрий Иванов 
Для новоявленного чемпиона мира Плющенко и его тренера Алексея Мишина любой крупный турнир - не просто борьба за медали. Показательным номерам они придают значения не меньше. Ведь победы на любительской арене - это лишь часть работы фигуриста. Впереди шоу-туры на американском континенте. А на мировом ледовом форуме проверяется первая реакция публики на мини-спектакль. В 2001 году образ культуриста в исполнении Жени на музыку Тома Джонса "Секс-бомб" прошел на ура. Тогда, правда, чемпионат мира проходил в Ванкувере и трюк был оправдан. В Дортмунде Плющенко предстал совсем другим - более душевным и лиричным, воплотив на льду миниатюру "Асисяй" Вячеслава Полунина. 
Стать лицедеем на льду Плющенко хотел уже давно. Вместе с тренером он частенько посещал известный в городе клуб "Чаплин", где регулярно выступают известные мим-клоуны. Женя присматривался к их движениям, пропитывался духом лицедейства. Но настоящая работа началась только в прошлом году, когда к работе подключился хореограф Александр Степин. Александр Александрович слывет классным педагогом в области актерского мастерства. Он преподает этот предмет в Академии русского балета им. Вагановой. Опыт работы с фигуристами у него большой. В свое время Степин консультировал олимпийских чемпионов Артура Дмитриева и Наталью Мишкутенок. Правда, с последней не сработался по причине недоверия со стороны Наташи. С помощью пластических и психологических этюдов помогал восстанавливаться после тяжелейшей операции Лене Бережной. 
"Алексей Мишин попросил для начала дать два-три пробных урока Жене, - вспоминает Александр Степин. - Затем мы стали заниматься регулярно. Основная работа над номером для чемпионата мира - 2004 развернулась за две недели до турнира. Мы занимались три-четыре раза в неделю по два часа". Известный хореограф не скупился на похвалы фигуристу, отмечая, как легко ему работалось с ним. "У Жени очень богатый и энергетически мощный внутренний мир. Я лишь вносил небольшие штрихи, мазки в программу..." - поясняет Александр Александрович. 
По словам хореографа, полностью повторять сюжеты Полунина они не хотели. "Каждый из нас вносил что-то свое. Но главной проблемой было отсутствие шумовых красок в фонограмме", - вспоминает Степин. 
"В этом смысле мы очень благодарны за помощь звукорежиссеру радио "Европа Плюс" Александру Стулову, - говорит Алексей Мишин. - А насвистывать в концовке марш предложил Стулову именно я". 
Тренер считает, что лицедейская программа Жене удалась, вот только концовка была смазана. "Если помните, первая женщина на трибуне, к которой подошел Женя, танцевать не захотела и задержала номер, - смеется Мишин. - В результате Плющенко закончил выступление в мужском наряде, хотя должен был в юбке. А вообще-то я больше всего боялся, что Женю заподозрят в нетрадиционной ориентации. В Америке гомосексуализм среди фигуристов и тренеров процветает. Но Женя несет в себе такое сильное мужское начало, что пока я не слышал каких-либо насмешек в его адрес". 
А вот Александр Степин жалеет, что им с Женей не хватило времени, чтобы хорошенько поработать над мимикой лица спортсмена. Да и шумовое оформление больше все-таки предназначено для сцены, а не для большой ледовой площадки. Так что здесь тоже есть возможности для улучшения. 
Сразу после чемпионата мира в Дортмунде Плющенко отправился в Америку - репетировать программы в летнем заокеанском шоу-туре. Везти ли новый показательный номер в Штаты, они с тренером пока не решили. А вот Александр Степин считает, что это надо сделать обязательно. "Все время подстраиваться под американскую публику не стоит, - говорит хореограф. - Женя имеет полное право сказать что-то свое, задушевное, по-настоящему питерское". 
КСТАТИ 
Все показательные выступления Евгения Плющенко
Сезон 1997-1998 - "Энигма" и танец на мелодии румынской народной музыки.
Сезон 1998-1999 - танец на мелодии румынской народной музыки.
Сезон 1999-2000 - танец на мелодии румынской народной музыки.
Сезон 2000-2001 - "Пасадена" дуэта "Мейвуд", "Секс бомб" Тома Джонса, "Щелкунчик" Чайковского.
Сезон 2001-2002 - "Секс бомб" Тома Джонса, "Я буду жить" Глории Гейнор, "Кармен" Бизе.
Сезон 2002-2003 - "Страницы из жизни артиста", "Сексуальная вещичка" Дзуккеро, "Город, которого нет" на музыку И. Корнелюка к т/ф "Бандитский Петербург", микс из песен "Только ты" группы "Платтерс" и рок-н-ролла "Давай сегодня повеселимся" Литтл Ричарда. 
______________________________________________________________

ПРОСЛАВЛЕНИЕ НИЖИНСКОГО 
"Санкт-Петербургский курьер" 1 апреля 2004
Борислав Михайличенко 
Евгений Плющенко выиграл чемпионат мира с уникальной произвольной программой. Великий фигурист воплотил на льду образ великого танцовщика Вацлава Нижинского. 
ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ 
До круглой "шестерки" за артистичность, как на чемпионате России, Плющенко в Германии не дотянул. В начале года в Питере у него все сошлось одно к одному: родные стены, великолепная форма, усталость от новой системы судейства на этапах ISU "Гран-при". "В первой половине сезона мы сидели с карандашом и считали, как набрать больше очков, - вспоминает Алексей Мишин. - Руку здесь поднять, ногу там, повернуться так, повернуться эдак. А для второй половины делали "настоящую" программу, чтобы выигрывали не баллы и элементы, а человек-венец творения. - Такой программой и стала композиция, посвященная памяти легендарного Вацлава Нижинского, выступавшего в Мариинке на рубеже XIX и XX веков. Два месяца назад ученик Мишина откатал ее феноменально - 12 000 зрителей в Ледовом дворце вскочили от восторга на ноги. В Дортмунде прокат с ума никого не свел. Но потенциала хватило, чтобы, даже упав перед одним из прыжков, питерский фигурист добыл золотую медаль. 
Плющенко одержал на чемпионате мира третью и, по общему признанию, - самую главную победу в своей жизни. Никогда еще уровень конкуренции в мужском одиночном катании не был так высок. Но и ни одна из прежних произвольных композиций Евгения не имела столь глубокого философского и культурного подтекста. 
"ОЛИМПИЙСКИЙ" РЕЦЕПТ 
"Работу мы начали с того, что отправились в... библиотеку, - рассказывает Алексей Мишин "Курьеру". - Взяли книги о Нижинском, все, которые существуют. Посмотрели прижизненные литографии костюмов Бакста для Нижинского. Мы вникли в образ, прониклись трагической судьбой этого гениального и несчастного человека. Женя на льду передает и путь Нижинского в искусстве, и, если смотреть внимательно, его жизненный путь. Ведь Нижинский умер, сойдя с ума. 
Мы разговаривали со многими специалистами. Плющенко специально занимался с преподавателями исторического танца. Отдельная история - как создавалась музыка. Сначала собрали все музыкальные произведения, под которые танцевал Нижинский. Вебера, Римского-Корсакова, Стравинского... Но компиляция получилась очень разношерстная. А ведь для программы нужны восход и апофеоз, нужна трагедия жизни и завершение со светлым концом, содержащим неразгаданную тайну Нижинского. И мы обратились к выдающемуся скрипачу и композитору Эдвину Мартену. Плющенко познакомился с ним во время их совместного выступления в Швейцарии, и его музыка очень нравится Жене. Мы сделали музыкальную канву, "болванку", послали ее композитору. Мартен ее обработал, создал новое произведение и сам исполнил его на скрипке. А он - двукратный победитель мировых конкурсов скрипичного искусства. И его скрипка работы Страдивари, кстати, стоит безумных денег" (венгерские антиквары оценивают ее в 6,4 миллиона долларов. - Б. М.). 
Методику "погружения в образ" Алексей Мишин использовал и раньше, когда готовил со своими учениками уникальные программы. К примеру, чтобы Алексей Урманов выиграл Олимпийские игры со знаменитым "Риголетто", они ходили в оперу, встречались с актерами, подолгу с ними беседовали. Когда с Овчинниковым ставилась знаменитая программа на музыку Баха "Токката и фуга ре-минор", тренер и спортсмен тоже не вылезали из Музея театрального искусства. 
ВЗЛЕТ ДУШИ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ 
По мнению Мишина, великие фигуристы должны "излучать обаяние", приковывать внимание зрителя, "гипнотизировать" его. Месяцем раньше на чемпионате Европы в Будапеште Плющенко с этой сверхзадачей не справился. Он "выпал" из образа и в переносном, и в прямом смысле, в результате чего победа досталась французу Бриану Жуберу. 
Жубер и в Германии откатал хорошо. Занявший третье место немец Штефан Линдеман - здорово. Оставленный судьями за пьедесталом швейцарец Стефан Ламбьель - восхитительно. Но у них были просто хорошие композиции, пусть даже исполненные безукоризненно и на высоких скоростях. В катании Плющенко было что-то надземное, пробуждающее в человеке художественное видение мира. Как если бы надо льдом метался и помогал спортсмену дух прославляемого им танцовщика. И сразу всем вокруг - тренерам, зрителям, судьям - стало ясно: претендентов на чемпионский титул может быть сколько угодно, но Плющенко по-прежнему один. 
Жаль, конечно, что феерии не получилось. Дортмунд - не Питер, чемпионат мира - не чемпионат России, да и конец марта - не начало января. "Когда дома в начале года мы "вышли" на прежние правила, Женя вложил всю душу, весь свой гений в эту программу. - объясняет Мишин. - Но постоянно можно показывать стабильно средние результаты. Взлет души под копирку не воспроизводится". 
Зато петербуржцы могут оценить, насколько им повезло. Они видели композицию памяти Вацлава Нижинского не только "живьем", но и в самом лучшем, "абсолютном" варианте. 
______________________________________________________________________________

ЧЕМПИОНАТ МИРА (22-28.03.2004). ВЫДЕРЖКИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 
НА ЛЬДУ ДОРТМУНДА ПЛЮЩЕНКО ВЗЛЕТАЕТ, ФРАНЦИЯ ПАДАЕТ

Франко-русская дуэль 
"Le Nouvel Observateur" №30, 2004
Бенуа Виткин 
Россия подтверждает свое господство в фигурном катании, одном из наиболее овеянных мифами видов спорта в ее истории. Таким образом, чемпионат мира по фигурному катанию, который проходил с 22 по 28 марта в Дортмунде, увидел эту страну поднимающейся на подиум три раза из четырех. Франция активно пыталась получить золотую медаль в течение дуэли с россиянином Евгением Плющенко, напрасно: француз Бриан Жубер, который прежде его обыграл в Венгрии, должен был склониться. Жубер, безоговорочный чемпион Европы в Будапеште в начале февраля, оценил: "выступление лучше, чем в Венгрии". Судьи разделили это мнение, поскольку поставили ему от 5,6 до 5,9 за технику выступления и от 5,7 до 5,9 за артистизм. Но Плющенко разорвал экран с четырьмя 6,0 за артистизм. С этим успехом Плющенко защитил свой третий титул чемпиона мира… 
Российские болельщики были буквально заморожены неожиданной катастрофой - падением с ребра конька, вспомнив такой же неприятный случай в Будапеште, когда два падения в миг разрушили его надежды на победу. Выступление Плющенко было последним, и его программа была настолько исключительной (два четверных и бесчисленное количество технических элементов) что падение, вмешавшееся в конец программы, не помешало ему обогнать нашего спортсмена. 
Но Плющенко был не единственной русской звездой в Дортмунде: Россия - великий победитель этого чемпионата мира.
Русская школа фигурного катания насчитывает 26 мировых побед из 52. В свою очередь Франция с серебряными медалями (включая медаль Бриана Жубера), занимает шестую позицию. 
Перевод Katy 
_________________________________________________________________________________
 
ВИДЕТЬ МУЗЫКУ И СЛЫШАТЬ ДВИЖЕНИЕ
Чемпионы Олимпийских игр 1964 и 1968 гг. - о себе, современном фигурном катании и результатах чемпионата мира, состоявшегося в Дортмунде на прошлой неделе 
"Московские новости" №13, 2004
Алексей Кузнецов 
Людмила Белоусова: Все спортсмены, выступавшие в Дортмунде в мужской одиночной программе, были великолепны, но только один обладает подлинной магией таланта - чемпион мира этого года Евгений Плющенко. После тяжелейшего психологического шока от поражения на чемпионате Европы Евгению, вероятно, понадобилось много душевных сил, чтобы восстановить равновесие и осознать причины срыва. Современная система соревнований нацеливает спортсмена на количество элементов высшей сложности, и, чтобы победить, надо для начала перепрыгать других. Задача эта весьма узкая и для такого фигуриста с художественными наклонностями, как Плющенко, не очень интересная... 
Олег Протопопов: Конкуренты Плющенко не ставят перед собой утонченных артистических задач. Они стараются напрыгать нужное количество прыжков с наибольшим количеством оборотов, поскольку физических сил на детали - а именно в них и заложено искусство фигурного катания! - не хватает. И многие мужчины продемонстрировали свои чисто физические возможности. Так что задача, стоявшая перед Плющенко, была не из легких - и перепрыгать всех, и сделать это легко, красиво и музыкально.
В целом же, несмотря на техническую оснащенность фигуристов, глаза скучают по балетной красоте тела и музыке, приглашающей больше к танцу, нежели к демонстрации ничего не значащих упражнений. В этом не всегда виноваты фигуристы, среди которых немало талантов. Но нынешняя стратегия ИСУ на интенсификацию спортивных программ превращает фигурное катание из спорта артистического в спорт экстремальный, в котором оценка за артистизм в скором времени может уже и не понадобиться. 
________________________________________________________________________________

ЭФФЕКТ ЛИНДЕМАНА
В Санкт-Петербурге тоже дадут деньги на фигурное катание, а в мае проведут шоу Евгения Плющенко 
"Смена" 31 марта 2004
Даниил Орловский 
Сейчас мало кто вспоминает о том, что еще год назад чемпионат мира по фигурному катанию в Германии находился под угрозой срыва. В этой стране в моде другие виды спорта, а на фигуристов элементарно не хватало денег. Даже этап Гран-при в Гельзенкирхене пришлось похоронить из-за отсутствия спонсоров. Турнир в Дортмунде все перевернул. На правительственном уровне уже принято решение об увеличении объема телетрансляций фигурного катания в два раза. Нашлись средства и на воспитание новых талантов. 
Виной всему одна из главных сенсаций ЧМ-2004 Штефан Линдеман. Видели бы вы, как встрепенулись немцы после третьего места "выскочки" в короткой программе. За двое суток благодаря телевидению, радио и газетам о Линдемане узнали буквально все, даже те, кто никогда ранее вообще не интересовался фигурным катанием. На произвольную программу мужчин в "Весталленхалле" приехали первые лица Дортмунда и члены правительства Германии. В том, что фигурное катание немцам нужно не меньше биатлона, теперь здесь не сомневается никто. Уже широко обсуждается вопрос, когда здесь снова пройдет чемпионат мира. 
Чуть ранее бум фигурного катания произошел в Швейцарии, восхищенной Стефаном Ламбьелем. Там объем телетрансляций уже вырос в четыре (!) раза. А что же получит Санкт-Петербург, у которого есть нечто более великое, чем Линдеман и Ламбьель вместе взятые? 
"Чемпионат мира, конечно, получился просто потрясающим, и мы тоже должны получить отдачу от побед Плющенко и Тотьмяниной - Маринина, - сказал корреспонденту "Смены" президент Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга Олег Нилов. - В 2005 году нужно завершить строительство Академии фигурного катания. На сегодняшний день для этого требуется 5 миллионов долларов. У меня есть планы добиться выделения средств через Законодательное собрание. Проект такого решения мы сейчас подготавливаем". 
В конце мая, в дни празднования 301-й годовщины Санкт-Петербурга, в Ледовом дворце состоится премьера нового шоу Евгения Плющенко. На протяжении двух дней поклонники фигурного катания увидят многих чемпионов и призеров ЧМ-2004, прославленных спортсменов прошлого и полюбившихся зрителям во время предыдущих выступлений в Питере акробатов Владимира Беседина и Алексея Полищука. Зрителей ждет немало сюрпризов. Ведь идея программы - история фигурного катания от эпохи Панина-Коломенкина до наших дней. Даже наши великие тренеры Тамара Москвина и Алексей Мишин грозятся "тряхнуть стариной" и выйти на лед в паре с одним из своих знаменитых показательных номеров. 
_______________________________________________________________________________
 
ПОСЛЕДНЯЯ ТАЙНА ЕВГЕНИЯ ПЛЮЩЕНКО 
"Спорт-Экспресс" 30 марта 2004
Елена Вайцеховская 
После любых соревнований в памяти остаются не только их результаты, но и впечатление, которое произвел на тебя турнир. Вот лишь несколько ярких эпизодов чемпионата мира-2004, завершившего сезон фигуристов-любителей. 
КОРНЕТ, ВЫ - ЖЕНЩИНА?! 
Показательный номер Евгения Плющенко держался в тайне до такой степени, что фигурист с тренером отказались даже выйти накануне на тренировку. Алексей Мишин колебался до последнего: сумеет ли публика правильно понять предложенную ей композицию с переодеванием мужчины в женщину? 
Какие могли быть сомнения? Согласитесь, третья победа на чемпионате мира - достаточный повод вспомнить известную фразу Фаины Раневской о том, что Джоконда Леонардо да Винчи имеет полное право сама решать, на кого производить впечатление, а на кого - нет. 
______________________________________________________________________
 
ПОД КУПОЛОМ ДОРТМУНДСКОГО ЦИРКА 
"arthurwerner.narod.ru" 30 марта 2004
Артур Вернер 
А вот Евгений Плющенко, наконец-то, вновь блеснул своим талантом и мастерством и доказал, что сегодня он – лучший фигурист планеты. Своей победой он спас и третье стартовое место в мужском одиночном катании на чемпионат мира в Москве, так как Грязев был двенадцатым. Может быть, Евгений ещё не во всей программе достиг своего бывшего темпа, но это уже был тот самый Плющенко, который выигрывал у всех, включая Алексея Ягудина. 
_______________________________________________________________________________
 
СОБИРАЛИ "ЗОЛОТО" СО ЛЬДА ДОРТМУНДА 
"МП-Спорт" 30 марта 2004 
БЛЕСТЯЩИЙ КАСКАД ПЛЮЩЕНК
О 
Российских любителей фигурного катания волновало: как на сей раз выступит любимчик публики Евгений Плющенко? Ведь на недавнем чемпионате Европы он проиграл французу Бриану Жуберу. 
Наш спортсмен выглядел уверенным и собранным. Он был впереди уже после квалификационного этапа, затем выиграл короткую программу, опередив и Бриана Жубера, и хозяина турнира Штефана Линдеманна. Два других российских фигуриста Андрей Грязев и Илья Климкин занимали, соответственно, восьмое и девятое места. 
И во время финала Евгений Плющенко выглядел великолепно. Он вновь подтвердил звание лучшего фигуриста мира. Безупречно откатал произвольную под музыку Эдвина Мартона "Памяти Вацлава Нижинского". Блестяще выполнил наисложнейшие каскады прыжков "4-3-2", четверной тулуп, каскад "3-2" и еще четыре разных тройных прыжка. Даже падение в конце программы не помешало ему получить высокие баллы: 5,8 - 5,9 за техническое исполнение и 5,8 - 6,0 за артистизм. 
На пресс-конференции Евгений был радостен, постоянно шутил. "Да, я опять чемпион мира. Мне очень приятно, что в сложнейшей борьбе с сильными соперниками я преодолел себя и победил, - сказал Плющенко. - Меня не смутило падение - это не моя вина, просто я выступал последним, на льду было немало выбоин, и нога угодила в одну из них. Я прекрасно понимал, что за такое не сильно снижают оценки, ведь у меня были удачные каскады, причем такие, каких никто не делал. Я только думал о том, каких оценок будет больше - 5,9 или 6,0. (На табло высветились в этот момент девять оценок 5,9, одна 5,8 и четыре 6,0. - Прим. ред.). А так, в целом, все нормально, теперь буду отдыхать, а потом отправлюсь в ледовый тур". 
Второе место занял Бриан Жубер, Он достойно выступил, продемонстрировав прыжки в четыре и три оборота, чередующиеся каскады прыжков. Но ему в этот вечер было сложно справиться с волнением, ведь главный его соперник выступал последним. Поэтому и оценки были не слишком высоки: за технику 5,6 - 5,9, за артистизм 5,7 - 5,9. 
К восторгу немецкой публики, бронзовым призером стал чемпион Германии 24-летний Штефан Линдеманн. Такой рывок молодого спортсмена оказался сюрпризом даже для специалистов. Сочетание хорошей техники и артистизма помогло Линдеманну обойти выглядевших поначалу предпочтительнее американца Майкла Вейсса и швейцарца Стефана Ламбьеля. 
Россиянин Андрей Грязев закончил выступления 12-м. После соревнований он сказал: "Я надеялся показать более высокий результат. Но, видимо, накопилась усталость после многочисленных выступлений на этапах Гран-при, на чемпионате Европы, чемпионате мира среди юниоров, да и здесь, в Дортмунде. Будем с Татьяной Анатольевной Тарасовой анализировать и исправлять ошибки. Планирую отдохнуть несколько недель, а потом вплотную заняться новой программой". 
К сожалению, в произвольной программе у мужчин не смог принять участие Илья Климкин - он снялся с соревнований из-за травмы бедра. Фигурист сообщил, что на тренировке при исполнении двойного акселя почувствовал сильную боль в правой ноге. Врач сборной Виктор Аниканов констатировал надрыв двуглавой мышцы бедра. "Это - рецидив моей старой травмы, - признался спортсмен. - К чемпионату я подошел практически здоровым. Однако во время короткой программы вновь почувствовал боль, а сегодня окончательно стало ясно, что выступать невозможно". 
Наставник победителя Алексей Мишин: "Мы были настроены хорошо, я чувствовал себя спокойным и собранным, мое состояние передалось и Жене. Я просто уверенно ему сказал, что он обязательно выиграет, если выполнит все, что мы задумали". 
___________________________________________________________________
 
ПЛЮЩЕНКО FOREVER
На лучшем в истории фигурного катания чемпионате мира Россия перевыполнила "золотой" план 
"Смена" 29 марта 2004
Даниил Орловский 
Пьянящее своей искренностью счастливое лицо Евгения Плющенко; отнюдь не формальное рукопожатие одухотворенных ледовыми страстями Алексея Мишина с Татьяной Тарасовой, а затем и Татьяны Тарасовой с Алексеем Мишиным; обморок на тренировочном катке разбившейся до крови Марии Петровой; слезы невинной жертвы закулисных интриг Стефана Ламбьеля. Все это - не более чем десертные блюда завершившегося вчера в Дортмунде чемпионата мира по фигурному катанию, по общему признанию, лучшего в истории этого вида спорта. 
ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ 
25 марта, четверг. Звезды первой, второй и даже третьей величины одна за другой щелкают как орешки четверные прыжки. За последнее десятилетие, а может, и вообще никогда прежде не было такого, чтобы фурор производили фигуристы, не претендующие на места выше "цатых". Что уж тут говорить о таких, как Джонни Уэйр. Американцу вот-вот "стукнет" двадцатник, то есть мальчик не маленький, да еще и дико перспективный. "Он может и должен со временем стать чемпионом мира", - считает Алексей Мишин. Если бы его тренер Присилла Хилл не оберегала бы малыша Джонни от четверных прыжков, то судьям еще тяжелее было бы пропихнуть на пьедестал немца Штефана Линдемана. А может быть, и нет - Германия ждала своей медали долгие 24 года. Будь Линдеман белорусом, на его шее уже висела бы медаль за отвагу, а на груди - орден мужества. 
Впрочем, Линдемана ли "пропихнули"? А что если все-таки француза Бриана Жубера? Вопрос на самом деле второстепенный. Суть в другом: четвертый на пьедестале - лишний. Четвертым был утвержден Стефан Ламбьель, обаятельный швейцарец, сотворивший под рукоплескания зала свой лучший прокат в жизни, идеально чистый прокат с впервые исполненным им на столь крупном турнире четверным, отнюдь не детским каскадом и по определению неповторимым вращением. "Ламбьель - единственный в мире, превосходящий по вращению Плющенко", - откровенничает с корреспондентом "Смены" Мишин. - Стопроцентно Стефан должен был быть вторым. О господи, обучил его четверному и тройному акселю на свою голову - породил конкурента". Тут же профессор Мишин признает, что не конкурента, а конкурентов. Список фигуристов, которым он давал уроки технического мастерства, достаточно широк. "А кому уроки не давал, сейчас обучаются по моей методике посредством одного моего бывшего ученика", - признается тренер теперь уже трехкратного чемпиона мира. Так это же здорово, Алексей Николаевич! Во многом благодаря вам европейское фигурное катание сегодня достигло небывалых прежде высот. А что до конкурентов, то именно их в последнее время и не хватало Жене Плющенко, чтобы двигаться вперед. Время даже не соперника, а самого настоящего противника по имени Алексей и по фамилии Ягудин прошло безвозвратно. На его место пришли талантливые Ламбьель, Жубер, Линдеман… Это еще далеко не все своего рода Ягудины. Их много, Плющенко один. Плющенко это доказал. 
"Даже не максимум, даже не максимум…", - напутствовал перед выходом на лед Плющенко Мишин. Пусть не максимум, но каково выступать последним после сразу нескольких необычайно сильных прокатов пост-ягудиных?! Женя выдержал, пожалуй, самое серьезное испытание в карьере. Поражение на Олимпиаде в Солте? Да, конечно. Но тогда на кону стоял лишь олимпийский титул, сейчас же - нечто большее. Однажды проиграв Эммануэлю Сандю и однажды Жуберу, Плющенко поставил на кон свое величественное имя. В Дортмунде Плющенко свое имя отстоял. Он один такой Плющенко. Пусть даже со случайным падением из-за некоего мусора на льду и без двух прыжков. Кто же посмеет об этом вспоминать? Даже Татьяна Тарасова подходит к Алексею Мишину и протягивает ему руку.