Сезон 2002-2003 (Часть 9)

 АЛЕКСЕЙ МИШИН О НОВЫХ ПРАВИЛАХ СУДЕЙСТВА 



Официальный спортивный портал Санкт-Петербурга 
9 июня 2003 

"Новые правила судейства сделают фигурное катание другим видом спорта", - считает гость телепрограммы "Пенальти", заслуженный тренер России, профессор Алексей Мишин. 

КАК ИЗМЕРИТЬ В БАЛЛАХ АУРУ СПОРТСМЕНА? 

Ведущий телепередачи Геннадий Орлов: Алексей Николаевич, много споров сейчас ведётся о новой системе судейства в фигурном катании, которая начнёт применяться со следующего сезона. Что это вообще за система нового подсчёта очков? И смогут ли после её введения зрители разобраться в происходящем на льду? 

Алексей Мишин: Толчком к изменению правил судейства в фигурном катании послужили, как известно, события на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Но истоки проблемы заключаются в том, что в мире очень вырос уровень фигурного катания, и сильнейшие спортсмены стали кататься практически на одном высочайшем уровне. Это и побудило руководителей Международного союза конькобежцев (ISU) искать какие-то новые версии в судействе. Однако новое не всегда бывает лучше старого, а потому многие спортсмены и тренеры (и я в том числе) с большой тревогой ожидают введения этой новой системы. 

Г.О.: Вы упомянули скандал в Солт-Лейк-Сити. И хотя тренируете вы одиночников, но когда-то были чемпионом Советского Союза именно в парном катании. Каков ваш взгляд на ту ситуацию с вручением на Олимпиаде второго комплекта золотых медалей канадскому дуэту? 

А.М.: Я отношусь к этому скептически, так как считаю, что нельзя постфактум переписывать итоги соревнований. И золотые медали по праву должны принадлежать только Елене Бережной и Антону Сихарулидзе. Но, если говорить о существе вопроса, то можно сказать, что мастерство русской и канадской пар было практически одинаковым. Только какие-то нюансы, связанные с вопросами вкуса и разницей во взглядах на понимание искусства и техники фигурного катания могли позволить отдать кому-то из них предпочтение. Оба дуэта достойны того, чтобы называться выдающимися спортсменами современности. 

Г.О.: Вы согласны с тем, что фигурное катание - это субъективный вид спорта с точки зрения судейства? 

А.М.: В нашем виде спорта эстетический аспект является одним из наиболее важных, и поэтому оценка в любом случае должна быть субъективной. Мерить гармонию методами алгебры вряд ли возможно… 

Г.О.: Но ведь пытаются? 

А.М.: Да, и эти попытки для нас очень тревожны. Если в прошлые годы тренеры и спортсмены слушали музыку, выбирали хореографическую канву будущих программ, изучали историю эпохи, то есть старались в итоге создать шедевр на льду, то теперь всё может измениться. Сейчас мы садимся и начинаем высчитывать, что и сколько стоит в баллах. И оказывается, что, например, коронный каскад Жени Плющенко 4+3+3 делать в новом сезоне не имеет смысла. В баллах целесообразнее сделать каскад 4+2+2, а тройные прыжки "весомее" исполнять отдельно. Хорошо это? Вряд ли. А как оценить в цифрах обаяние спортсмена и ту ауру, которая окружает его выступление на льду, без которой просто нет фигурного катания в его самом высоком понимании? Подобный подсчёт мастерства и красоты в фигурном катании может привести к тому, что с введением новых правил оно превратится в какой-то совершенно другой вид спорта. Это новое фигурное катание тоже будет интересным, но оно будет другим… 

"ПИРРОВА ПОБЕДА" В БРИСБЕНЕ 

Г.О.: Алексей Николаевич, давайте поговорим о личностях в фигурном катании. Я глубоко убеждён, что в этом виде спорта огромную, если не самую важную, роль играет тренер. Но всё-таки изначально должен быть какой-то алмаз, который после тщательной и кропотливой работы по огранке способен заблистать. Так получилось, что вашими учениками являлись два олимпийских чемпиона Алексей Урманов и Алексей Ягудин, а также один из главных претендентов на успех на следующих Играх в Турине Евгений Плющенко. Вы можете сформулировать ответ на вопрос: "Как рождаются олимпийские чемпионы?" 

А.М.: Если посмотреть на историю всех знаменитых алмазов мира - "Шах" и прочих… 

Г.О.: "Григорий Орлов" был очень известный алмаз… 

А.М.: …Совершенно верно. Так вот все эти алмазы разные. Каждый из них уникален. Точно такая же ситуация и с великими спортсменами. Но несмотря на то, что все названные вами ребята были очень разными, некоторые черты были у них общими. Их объединяет то, что все трое были очень одарены от Бога и были наделены огромным трудолюбием. И кроме того, они попали в такую среду, которая позволила им раскрыть все их лучшие качества. Ведь к этой группе спортсменов можно добавить таких занимавшихся у меня фигуристов как участник чемпионатов Европы и мира Олег Татауров или как Юрий Новосельцев. Тогда у меня была такая когорта спортсменов в мужском одиночном катании, что эта моя группа вполне могла соревноваться со сборной всего остального мира. Подобная ситуация, на мой взгляд, очень способствовала тому, что вслед за Урмановым добились огромного прогресса Ягудин и Плющенко… 

Г.О.: Именно их спор в Солт-Лейк-Сити был одним из самых ярких событий Игр. Если сейчас отвлечься от эмоций, то почему, на ваш взгляд, именно Ягудин стал олимпийским чемпионом? Ведь по ходу того сезона он чаще проигрывал Евгению и в рейтинге ISU накануне Олимпиады Ягудин стоял ниже Плющенко… Но на Играх блеснул именно Алексей, и многие сходятся во мнении, что в Солт-Лейк-Сити Ягудин прыгнул просто выше головы. 

А.М.: Во-первых, нужно объективно признать, что Лёша - исключительно талантливый спортсмен и выдающаяся личность. Но были и субъективные факторы. Я потом много анализировал весь тот олимпийский сезон, и, на мой взгляд, в какой-то степени переломными стали осенние Игры Доброй Воли в австралийском Брисбене. Уезжая с них, и Женя Плющенко, и я были очень довольны убедительной победой, которая была одержана в Австралии. А Ягудин катался там настолько неуверенно и нервно, что даже уступил американцу Майклу Вайссу второе место. Но так получилось, что именно эта победа оказалась для Плющенко в какой-то степени "пирровой", так как она очень многое изменила в психологии соперников. Тот провал заставил Лёшу Ягудина по-новому посмотреть на себя, и именно благодаря этому стало возможным его блестящее выступление на Олимпийских Играх. 

Г.О.: Это выступление, бесспорно, останется в истории фигурного катания. Но ведь самая история сохранила и немало имён спортсменов, которые были любимы болельщиками, но так ничего серьёзного в своей жизни и не выиграли. Был великий канадец Толлер Крэнстон, были наши Юрий Овчинников и Игорь Бобрин - настоящие художники на льду. Но это так и нашло отражения в виде олимпийских наград… 

А.М.: Когда я говорил о том, что новые правила судейства, возможно, создадут новый мир фигурного катания, то как раз и имел в виду что-то подобное. Ведь если бы во времена выступления названных вами фигуристов были современные правила судейства, то чемпионом мира был бы, наверное, не Сергей Волков, а именно Юрий Овчинников или Толлер Крэнстон. Определённому таланту нужна ещё и своя историческая эпоха. Для таланта Волкова или австрийской фигуристки Шубы нужно была именно та эпоха, в которой они родились, а Овчинников, Крэнстон и Бобрин свою эпоху, к сожалению, опередили. Время таких творческих личностей в фигурном катании пришло позже… 
__________________________________________________________________________________

ДРУЗЬЯ ПЛЮЩЕНКО СОБРАЛИ АНШЛАГ 



"Дни.Ру" 9 июня 2003 

В конце мая и начале июня родилось немало шуток, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга. Местное население, оказавшееся чужим на празднике VIP-персон, выражало "оптимизм": пережить 300-летие и не дожить до 400-летия. Впрочем, мероприятия, проходящие в рамках юбилея, все еще продолжаются. Своеобразный праздник творению Петра преподнесли и фигуристы во главе с Евгением Плющенко. 

На прошлой неделе в пятницу в Ледовом Дворце Санкт-Петербурга собралось настоящие созвездие звезд отечественного фигурного катания. 

Сборная России предстала практически в полном своем составе, за исключением "американцев" – Татьяны Тотьмяниной – Максима Маринина и Виктории Волчковой, в очередной раз сменившей тренера. 

Практически все фигуристы выступали с двумя номерами. Одной из первых на лед вышла первая российская чемпионка мира, позволившая себе роскошь небольшого скандальчика с отечественной федерацией фигурного катания. 

Деньги Мария Бутырская себе так и не вернула, зато приобрела репутацию особы весьма скандальной. Ведущая "Зарядки для страны", признавшаяся как-то, что ее диван занимает козел… плюшевый, предстала перед публикой (а в этот день в Ледовом был аншлаг – 12 тысяч зрителей) в образе восточной дивы – то ли Шамаханской царицы, то ли Шахерезады. 

Видимо, отсутствие практики дало о себе знать, потому как Мария на одном из прыжков вовсе не соблазнительно шлепнулась на лед, но с достоинством откатала номер до конца. Правда, после этого застать Марию в районе раздевалки было весьма затруднительно – фигуристка куда-то исчезла. 

Еще когда Евгений Плющенко задумывал свое шоу, он говорил, что хочет поддержать именно российских спортсменов. Тем не менее, единственное исключение было сделано для украинского акробатического дуэта Владимира Беседина – Олексея Полищука. 

Питерская публика уже давно признала их "своими". На этот раз ребята привезли совершенно новый номер, в котором предстали в образе шахтеров. 

Сам же виновник "торжества" в первом отделении выступил со своей олимпийской программой "Кармен". То ли номер так понравился Евгению, то ли то самое злополучное падение, лишившее его надежды на золото, не дает ему покоя, но история цыганки уже не первый раз демонстрируется именно в качестве интерпретивного номера. 

Еще одним событием было отмечено выступление фигуристов. Олимпийские чемпионы Солт-Лейка Елена Бережная и Антон Сихарулидзе официально объявили о своем уходе в профессионалы. 

Кстати, ребята преподнесли настоящий сюрприз всем пришедшим, поставив номер на песню группы "Белый Орел" "Как упоительны в России вечера". Выступали Лена и Антон под "живое" исполнение. 

- Антон, не жалеешь о принятом решении? – поинтересовалась корреспондент "Дней.Ру" в перерыве. - Нет, ни капли. Теперь у нас начнется совершенно иная жизнь, которая не останавливается на месте. 

А в это время по коридорчику металась спортсменка, сотворившая в минувшем сезоне настоящую сенсацию. Вице-чемпионка Европы и мира Елена Соколова в какой-то момент сжала виски ладонями. 

- Нервничаю, - призналась она. – Выходить на лед надо, а я не знаю еще, что катать буду. Конечно, есть какие-то заготовки, но придется фантазировать уже на ходу. 

- Честно говоря, твое появление в этом шоу стало неожиданностью! 

- А что здесь такого?! Меня пригласили, я приехала. С Женей у нас нормальные отношения. Не деремся! 

Завершил же ледовое шоу Евгений Плющенко, помимо произвольной программы поставивший отдельный номер на песню Игоря Корнелюка "Город, которого нет". 
__________________________________________________________________________________

КОРНЕЛЮК: МИШИН - НАСТОЯЩИЙ ПРОДЮСЕР 



"Дни.Ру" 9 июня 2003 

Чемпион мира и Европы по фигурному катанию Евгений Плющенко, хотя и не родился в Петербурге, но считает город своим родным. Возможно, поэтому свою произвольную программу, поставленную на музыку к кинофильму "Бандитский Петербург", Женя посвятил именно 300-летию города на Неве, так ее и назвав. О том, как шла работа над музыкой, "Дням.Ру" рассказал композитор Игорь Корнелюк. 

Известный в восьмидесятые годы исполнитель с радостью откликнулся на приглашение Жени принять участие в его ледовом шоу. Корнелюк пел на специально сооруженной сцене Ледового Дворца, а Женя в это время творил на льду. 

Впрочем, это было в самом конце представления. И все это время Игорь находился за кулисами. Именно там корреспондент "Дней.Ру" и пообщалась с Корнелюком. 

- Игорь, насколько для вас было неожиданным предложение от Евгения Плющенко? 

- Для меня предложение написать музыку для Жени стало довольно-таки неожиданным. Но я с радостью согласился, потому что этот фигурист мне очень нравится. 

Другое дело, что работа была необычной. Приходилось возиться с такими вещами, с которыми раньше не сталкивался. 

Например, подходит ко мне Алексей Николаевич Мишин (тренер Плющенко – прим. "Дни.Ру") и говорит: вот здесь ему нужно отдышаться, нельзя ли вот этот отрезок удлинить на две секунды, а в другом месте укоротить на столько же?! При этом ничего не меняя в музыке: ни темпа, ни характера! 

Спрашиваю, мол, объясните мне, что нужно сделать с музыкой, чтобы она стала длиннее на две секунды? – Ну, вы уж как-нибудь постарайтесь! Вот я "как-нибудь" и старался. 

На самом деле я переделывал композицию пять раз. Могу сказать, что я ненавижу это делать! Если что-то не получается, никогда не переделываю. Бросаю и берусь за новое. 

И когда шел с последним вариантом, сказал супруге: все, если им и сейчас что-то не понравится, больше делать не буду! Но наконец-то все подошло. Да и Алексей Николаевич сказал, что Жене удобно кататься под эту музыку. 

- Как же вы уговаривали себя пять раз переделывать музыку?! 

- А это Алексей Николаевич уговаривал! Он и мертвого может уговорить. Я понял, что тренер – и мама, и папа, и продюсер, и менеджер. 

Я впервые в своей жизни общался с настоящим, талантливым продюсером! Сейчас зашла речь о том, что, возможно, я буду писать Жене музыку для короткой программы. И я уже чувствую давление со стороны Алексея Николаевича. 

Я работал с кино. Только что закончили "Идиота", сейчас идет работа над другим фильмом. И Мишин постоянно спрашивает, какая картина будет следующей?! И головой качает: нет, сейчас надо писать для Жени. 

- Со спецификой фигурного катания знакомились уже в процессе? 

- Когда Алексей Николаевич сказал: вот тут у него тройной тулуп… А для меня что тройной тулуп, что двойной… 

Понятно, - спрашивает Алексей Николаевич? Не понятно, - отвечаю. И Женя у меня в студии показывал, где какие элементы будут находиться. 

- А вы не ревновали свою музыку по отношению к фигуристу? 

- Нет. Я ведь использовал фрагменты из музыки к кинофильму. И она живет самостоятельно, без меня. 

К тому же то, что сделано для Жени, это парафраз, обработка. Когда ты сочиняешь, то это еще принадлежит тебе. 

Но как только ты сказал: точка, - тебя охватывает чувство, знакомое любому художнику – чувство пустоты. 

Ведь от тебя отделилась какая-то частичка. Это твой ребенок, и он будет жить самостоятельно. 

- Во время шоу вы были с Женей единым целым – вы на сцене, он на льду – но один и тот же образ… 

- Вполне возможно, что так и было. Но у меня в этот момент родилась идея. Напишу-ка я песенку, Женя ее споет, а я в это время буду кататься на коньках. 

- Вы хорошо держитесь на коньках? 

- Я в детстве хорошо катался на коньках. Не так, конечно, как профессиональные фигуристы. Но в хоккее меня всегда выбирали нападающим, потому что я быстро ездил. 

Несколько лет назад на сцене Октябрьского зала постановку делал Ледовый театр. На сцене соорудили ледовую площадку, пригласили артистов, в том числе и меня. Я ездил на коньках с микрофоном и пел. 

Всего было порядка шести-семи спектаклей. На первом я ездил довольно робко. Но с каждым разом наглел все больше и больше, стал делать какие-то пируэты. 

И на последнем концерте я таки грохнулся! Был проигрыш, захотелось что-то сложное показать и… как жаба, об лед шмякнулся! 

- Вы с Алексеем Николаевичем еще не обсуждали ваше возможное участие в следующем шоу Евгения именно в таком амплуа? 

- У меня и форма не та, и возраст. Но могу сказать одно: если бы Алексей Николаевич был моим продюсером, то я уже писал бы музыку для голливудских фильмов. 

Но я оптимист. Знаю, что настанет час, и мы сделаем Голливуд. 

__________________________________________________________________________________

ФИГУРИСТЫ ПОКАТЯТСЯ ПО РОССИИ 



"Коммерсантъ" 9 июня 2003
Валерия Миронова 

ЛЕДОВОЕ ШОУ 

В минувшую пятницу в переполненном 12-тысячном Ледовом дворце в Петербурге знаменитые российские фигуристы представили феерическое шоу. Оно стало прологом к туру по городам России. Традицию подобных выступлений, хочется верить, вскоре удастся возродить. Несколько уже запланированы на середину сентября, в том числе и в Москве. Валерия Миронова передает из Санкт-Петербурга. 

Признаться, зрелище, свидетелем которого удалось стать в петербургском Ледовом дворце, превзошло все мыслимые ожидания. Ни одно показательное выступление фигуристов, которыми по обыкновению завершаются Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, не могло с ним даже сравниться. 

Ну где еще обычно холодно-сдержанный Евгений Плющенко в коротком промежутке между номерами, сопровождаемыми живым пением Игоря Корнелюка, под оглушительный шквал оваций будет кричать в микрофон: "Я так счастлив, как никогда в жизни!" Или Антон Сихарулидзе, чье выступление в родном городе с Еленой Бережной было объявлено последним в их любительской карьере, пел бы, как это было видно по движению его губ во время небывало вдохновенного катания, вместе с Владимиром Жечковым "Как упоительны в России вечера". А уж танец Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха под композицию Алексея Рыбникова из "Юноны" и "Авось" "Ты меня никогда не забудешь" довел обожающую их публику едва ли не до слез. Собственно, как признались сами танцоры, именно на такой эффект они и рассчитывали, в душе надеясь, что поклонники, переживавшие вместе с ними все удачи и неудачи, не забудут их никогда. 

Впрочем, Илья Авербух сделал здесь сенсационное в своем роде заявление. Они с Ириной Лобачевой, как планировали, также расстаются с любительским статусом. Но... если в ближайший год им удастся расширить состав своей семьи, о чем сейчас в первую очередь мечтает Ирина, то не исключено, что они вернутся и все-таки попытаются на Олимпиаде-2006 в Турине стать обладателями единственного недостающего в их послужном списке чемпионского титула. А в ближайшее время они намерены целенаправленно заняться организацией в Москве своего прощального выступления. "Проект задумали мы, что и говорить, грандиозный,- рассказал Илья Авербух.- Для участия в нашем шоу, которое, собственно, и станет первым в намеченной серии подобных показательных выступлений по городам России, мы уже заручились согласием многих наших звезд, в том числе Плющенко, Ирины Слуцкой, Анжелики Крыловой и Олега Овсянникова. Но что самое интересное, мы ведем сейчас переговоры с Оксаной Грищук и Евгением Платовым, а также с Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым. И если все получится, как мы того хотим, то в шоу, идеей которого станет связь времен и преемственность поколений в фигурном катании, выступят также наши тренеры Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов". Однако, как представляется Илье Авербуху и Ирине Лобачевой, даже не так трудно будет привезти в Москву столь звездный состав, как найти спонсоров для организации этого потрясающего шоу в лучшем, по их мнению, зале на Малой спортивной арене "Лужников". 

Что же касается Елены Бережной и Антона Сихарулидзе, то, так и не найдя за последний год заинтересованных в продолжении ими любительской карьеры лиц или компаний, которые могли бы спонсировать их дальнейшую подготовку к соревнованиям, они приняли окончательное решение выступать отныне исключительно в профессиональных шоу. 

Жаль - не то слово. Потому что столь красивую, столь эмоциональную и одновременно элегантную пару - а за минувший с Олимпиады год они стали еще лучше, хотя, казалось бы, лучше быть уже не может,- спортивное фигурное катание вряд ли скоро обретет. Признает это и тренер олимпийских чемпионов Тамара Москвина, получившая, кстати, вдень празднования 300-летия Петербурга, 27 мая, удостоверение его почетного гражданина N 21. "Все, увы, проходит, всему хорошему когда-то наступает конец", - с болью, хотя и со свойственной ей философичностью заметила госпожа Москвина, которая с июля приступает к подготовке нового своего дуэта Виктория Борзенкова-Андрей Чувиляев. "Самое обидное, что ведь Лена с Антоном и сегодня могли бы побеждать,- заметил Илья Авербух.- Мы видели их на тренировке и были потрясены виртуозностью исполнения ими самых сложных элементов". 

Но так или иначе, прощаться с Бережной-Сихарулидзе и Лобачевой-Авербухом в любом случае россиянам еще рано. Президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев, присутствовавший на ледовом шоу в Петербурге, достаточно уверенно сообщил корреспонденту "Ъ", что идея российского тура - отнюдь не блеф и не утопия. И после первой пробной показательной серии, намеченной на сентябрь этого года (правда, кроме Москвы, города, где пройдут выступления, еще окончательно не определены), обязательно состоится вторая. И вот уже она (в середине апреля - мае будущего года) станет, так скажем, полноценной. Лучшие российские фигуристы кроме Москвы и Санкт-Петербурга выступят в пяти-шести городах Сибири, а также в трех-четырех - Поволжья. 

__________________________________________________________________________________


ПЛЮЩЕНКО ОТДАЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ
Чемпион мира выступает по-чемпионски даже в шоу 



"Смена" 9 июня 2003
Даниил Орловский 

Во всем мире показательные выступления фигуристов пользуются значительно большей популярностью, нежели спортивная составляющая мероприятия. Что ж, народ любит шоу. А раз любит, то, как поется, шоу должно продолжаться. Современное фигурное катание - это прежде всего бизнес, на котором можно хорошо заработать. Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, серия "Гран-при" - лишь эпизоды в жизни спортсменов. Время настоящих заработков наступает уже по окончании сезона, весной. И продолжается все лето, вопреки сложившемуся стереотипу, будто ФК - зимний вид. Ненасытный американский зритель ходил и будет ходить на звезд фигурного катания, которые в особенности хорошо смотрятся под хруст поп-корна. 

В России тоже любят и поп-корн, и фигурное катание. Однако шоу-программы - пока еще большая редкость. Оно и неудивительно. Достаточно сказать, что первые опыты проведения в том же Питере подобного рода мероприятий заканчивались для организаторов весьма плачевно. Ибо они сулили лишь убытки, причем немалые. Так было и с шоу Алексея Урманова в "Юбилейном", и с шоу Артура Дмитриева в Ледовом. Рекламная кампания в обоих случаях, скажем так, не отличалась изобретательностью и творческими порывами, в результате чего спортсмены выступали при полупустых трибунах. 

И вот свершилось. Аншлаг в Ледовом. Да, несколько тысяч билетов раздали бесплатно, но многие на подступах к дворцу спрашивали лишний билетик. Такого в Питере доселе не наблюдалось. Да и само шоу по-настоящему удалось. Смутило лишь отсутствие конферансье и, как следствие, на редкость сухое объявление участников. Хотя ничего особенного здесь придумывать и не надо было. 

Еще одна неожиданность. Обычно в последний момент кто-либо из участников отказывается выступать. А тут все наоборот вышло. Приезд той же Елены Соколовой стал приятным сюрпризом. Лена, по обыкновению, улыбалась, пребывая в отличном расположении духа. Как удалось выяснить корреспонденту "Смены", летом серебряная медалистка чемпионата мира собирается не только в шоу кататься, но и по-человечески отдохнуть на одном из престижных курортов. По всей видимости, вновь вместе со своим другом Олегом Овсянниковым. 

А Марии Бутырской, ограничившейся чисто символическим прокатом, не до отдыха. Она продолжает работать в утренней программе на 7TV и судиться с президентом Федерации фигурного катания России Валентином Писеевым. Пока безрезультатно. Может, ей стоит прийти в суд не с адвокатом, а с носителями фантастической мужской силы? Например, с блестящими ледовыми акробатами Бесединым и Полищуком, которые произвели в Ледовом настоящий фурор. На некоторое время зрители даже забыли, что главными героями вечера должны были стать покинувшие любительский лед Елена Бережная и Антон Сихарулидзе и, конечно же, Евгений Плющенко. Но довольно быстро вспомнили. Питерская пара исполнила свой номер под живое исполнение песни группы "Белый орел", а любимец болельщиков номер один откатал свою знаменитую программу, посвященную юбилею Петербурга, под аккомпанемент Игоря Корнелюка. Отметим, что Плющенко выложился на льду полностью. Как будто вновь боролся за чемпионский титул.

__________________________________________________________________________________

ШОУ ИМЕНИ ПЛЮЩЕНКО 


"Парламентская газета" 10 июня 2003
Татьяна Левун 

У фигуристов наступил период отпусков. Наконец-то завершилась борьба за медали. Но тем не менее ледовых новостей много. И вот главная. 

6 июня в петербургском Ледовом дворце состоялась премьера. Евгений Плющенко вместе со своим тренером Алексеем Мишиным, заручившись поддержкой депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, одновременно являющимся президентом Федерации фигурного катания своего города, Олега Нилова и организатора американских шоу Майкла Коллинза, организовал потрясающее шоу, посвященное 300-летию города, в котором приняли участие практически все звезды российского фигурного катания. 

Американские продюсеры впервые выступили в роли соорганизаторов подобной акции. Коллинз не скрывал, что шоу в Ледовом - это пробный шаг для его бизнеса в России. Благодаря подобным шоу наши звезды зарабатывают себе на жизнь, выступая в различных городах США. Однако сама Россия, признанный мировой лидер в этом виде спорта, такого тура не имеет до сих пор. Вот Коллинз и решил помочь. И шоу удалось на славу! Не было ни одного свободного места. И, действительно, там было на что посмотреть. Евгений Плющенко и Елена Бережная с Антоном Сихарулидзе катались под живую музыку. Кроме фигуристов здесь выступали и ледовые акробаты. А завершилось все потрясающим фейерверком. 

Единственное, что омрачило это грандиозное событие, так это то, что олимпийские чемпионы Бережная-Сихарулидзе в последний раз выступали в статусе любителей. "Мы не хотели устраивать пышных проводов, - говорят ребята, - но безумно рады, что выступаем в своем родном городе. Сейчас мы немного отдохнем, подготовим новые программы для профессиональных соревнований. Конечно, можно было бы еще напрячься, идти дальше, остаться до следующей Олимпиады, но кататься всю жизнь невозможно! Надо уметь красиво уйти!" 

По мнению всех абсолютно коллег и специалистов, сейчас в спорте нет такой пары, как Лена и Антон, и еще долго не будет. По мнению Евгения Плющенко, они поступают правильно: "Я очень люблю ребят! Они - мои большие друзья. Потрясающие люди и великие спортсмены. Равных им нет. Но они приняли правильное решение, и осуждать их не нужно. Они добились всего. Выиграли все, что можно!" 

Ирина Лобачева и Илья Авербух, представившие на питерском льду совершенно новую и необычную для себя композицию, тоже уходят из любительского спорта. Хотя, возможно, их решение еще может измениться, "Мы берем тайм-аут, - говорит Ирина. - Пропускаем сезон. Очень надеемся, что скоро нас будет трое. Мы очень этого хотим! А потом, возможно, если что-то получится, мы вернемся. Выступим на чемпионате мира-2005 в Москве и на Олимпиаде в Турине. Но это пока только планы..." По словам Ильи, они уже достаточно выиграли и для России, и для себя. "Нам все говорят, что прошедший чемпионат мира и Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити выиграли мы! И ради того, чтобы выиграть что-то еще, не стоит возвращаться. Сейчас мы отвлечемся, попробуем себя на телевидении, и надеемся, что скоро у нас появится ребенок! Это сейчас для нас - самое важное! А там посмотрим..." 

А хозяин шоу, Евгений Плющенко, просто светился от радости. "Я - самый счастливый человек! Это шоу - лучшее из всех, что я когда-либо видел! Ни одно заокеанское выступление не сравнится с этим! Российская публика - это что-то потрясающее... Кататься перед ней было очень волнительно и ответственно. И всем ребятам безумно приятно выступать здесь. И я рад, что это получилось!" 

А вот другие новости. Известные питерские тренеры Николай и Людмила Великовы пытались создать новый дуэт Обертас-Тихонов, разбив при этом две уже сформировавшиеся и достаточно именитые пары. Виктория Волчкова, оставив своего наставника Олега Васильева, вернулась в Россию. Теперь она будет тренироваться под руководством Елены Анатольевны Чайковской. Тамара Николаевна Москвина, которая после Олимпиады решила немного отдохнуть, сейчас уже пробует работать с молодой парой Борзенкова-Чувиляев. 

Олимпийский чемпион Алексей Ягудин, которого давно беспокоила травма тазобедренного сустава, в конце мая был прооперирован в Нью-Йорке. Операция прошла успешно. И, по прогнозам врачей, примерно через два месяца ему уже можно будет приступить к тренировкам. Алексей собирается вернуться на любительский лед. "Леша просил меня найти музыку для новой программы, - говорит его тренер Татьяна Тарасова. - Он очень хочет вернуться. Без соревнований жить просто не может! Но все будет зависеть от того, насколько можно будет нагружать ногу". 

__________________________________________________________________________________

АЛЕКСЕЙ МИШИН: ТЕПЕРЬ КОЛЛИНЗ НАС УГОВАРИВАЕТ 



"Санкт-Петербургский курьер" 11 июня 2003 

Профессор Мишин доказал, что может готовить не только мастеров мирового уровня, но и шоу мирового уровня. А его талант ученого, как выяснилось, мало уступает таланту менеджера. 

- Алексей Николаевич, в чем секрет? До Плющенко и Мишина многие пробовали, и в том числе ваш ученик Алексей Урманов, а аншлаг на шоу фигуристов случился только 6 июня 2003 года? 

- Потому что Плющенко и Мишин шли законным путем. Мы не делали "Шоу Евгения Плющенко", а организовали выступление под эгидой Федераций фигурного катания России и фигурного катания Санкт-Петербурга во главе с Олегом Ниловым. Это очень серьезные и очень достойные компаньоны. 

- Вы говорите о стратегических моментах. Но ведь удалась и сама программа. 

- Во-первых, у нас была разумная ценовая политика. Мы делали подарок к 300-летию Санкт-Петербурга. И вместе с Олегом Ниловым рассудили, что подарок не может доставаться по высокой цене, а только бесплатно или за очень небольшую плату. 2000 билетов мы раздали просто так, огромная масса билетов стоила 100 рублей, много было 200-рублевых, самый дорогой стоил 300 рублей. Сколько это - 100 рублей, три с небольшим доллара? В Америке на шоу подобного класса вы за три - доллара не попадете. Во-вторых, мы правильно подошли к подбору состава. Самые сильные российские мастера были все, а дорогостоящие иностранные звезды нам не нужны. И российскому зрителю они тоже не нужны, потому что наши все равно лучше. Канделоро ничуть не лучше Алексея Урманова, он ни разу за всю свою жизнь у Урманова не выиграл. В-третьих, мы использовали нетрадиционные для российского фигурного катания формы. Женя Плющенко лично пригласил "Белых орлов" и нашего большого друга Игоря Корнелюка. Пригласил и заранее за свой счет оплатил, не зная наверняка, что получится. Результат все видели. 

- Как распределялись обязанности между организаторами? 

- Все конкретные технические вопросы - зал, реклама, прием и размещение в гостиницах участников - решала бригада помощников депутата Нилова. Я утверждал сценарий, состав участников, вел переговоры со спонсорами и в первую очередь с самым крупным - Майком Коллинзом. Я встретился с ним и начал переговоры в Миннеанополисе, где мы проводили сбор. Коллинз, один из владельцев тура "Чемпионы на льду", вложил определенный процент в проведение шоу. 

- Итогами вы и ваши партнеры довольны? 

- Итоги должны подводить зрители, любители фигурного катания. 

- Но, по крайней мере, расходы себя окупили? Доход серьезный, или это коммерческая тайна? 

- Доходы не важны, потому что главная ценность этого шоу не финансовая. Его цель - не обогащение. Мы хотели просто сделать хорошую программу и показать потенциальным инвесторам, что шоу-бизнес фигуристов возможен на российской арене. 

- Как реагировал на увиденное ваш американский партнер? 

- Если в Миннеанополисе я его уговаривал "купить опыт" организации таких программ в России, вкусить, каков он, дым нашего отечества, то сейчас мы поменялись ролями. С его стороны мы видим большую заинтересованность в продолжении контактов. 

- Раз первый блин по российской привычке не вышел комом, и главный спонсор "за", наверняка можно рассчитывать на развитие успеха? 

- Оргкомитет, проводивший шоу в честь 300-летия Санкт-Петербурга, сейчас думает о продолжении. Оно обязательно будет, но пока говорить о форме и сроках я не хотел бы. 

- Участники вашей программы Лобачева - Авербух, Петрова - Тихонов и Соколова незадолго до появления в Ледовом завершили турне по городам России. Поездка проходила под эгидой "сборной страны". Вы составите этой программе конкуренцию? 

- Наша позиция - не конкурировать, а сотрудничать. Думаю, мы найдем общий язык с организаторами программы, о которой вы говорите. 

- Будет ли создана какая-то структура на постоянной основе - акционерное общество, некоммерческое партнерство, чтобы продвигать шоу в России? 

- В такой структуре нет большой необходимости. Достаточно Федерации фигурного катания России во главе с Валентином Писеевым и ее представительств в регионах. Если понадобится провести выступление в Екатеринбурге, нашим партнером будет их городская федерация фигурного катания. 

- То есть варианты выступления в других городах России рассматриваются? 

- Рассматриваются. Мы уважаем российского зрителя, он очень любит фигурное катание. Но не хочется давать каких-то гарантий или обещаний. Вот почему мы не давали никакой рекламы, пока не обрели уверенность, что у нас все получится. Пока велись переговоры, не было вообще никакой информации. И только потом завертелось и раскрутилось это рекламное "колесо". 

- Но дайте хоть какой-нибудь намек. Петербуржцы увидят ваше шоу еще? 

- До чемпионата России, который пройдет в нашем городе, мы обязательно покажем здесь шоу еще раз. Но не раньше осени. 

__________________________________________________________________________________

В ЧЕСТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 


"Фигурное катание" №2/2003
Ирина Гагарина 

День рождения - замечательный праздник! Многогостей, много подарков. Конечно, немало и хлопот. Особенно если такая красивая и круглая дата - 300. Но потом про все эти хлопоты и не вспомнишь. В памяти останется только самое лучшее. 

Из бесчисленного множества замечательных концертов, спектаклей, представлений выделялось одно. Оно специально было вынесено за рамки юбилейной декады, чтобы горожанам не пришлось делать выбор и жертвовать одним праздником ради другого. А также, чтобы посетить его могли не только VIP-персоны, а все любители самого красивого вида спорта. В начале июня в Санкт-Петербург пожаловали сильнейшие фигуриста мира и подарили городу программу "Звезды фигурного катания в Ледовом". 

Уникальность шоу была в том, что все мега-звезды были отечественными. 

"Мы стали свидетелями эпохального события - шоу русских фигуристов, оплачиваемое американским антрепренером. Мне удалось убедить мистера Коллинза заплатить за опыт открытия ворот в Россию. Это действительно первая проба американского шоу-бизнеса в российском фигурном катании", - заявил наш выдающийся тренер Алексей Николаевич Мишин. Майкл Коллинз является вице-президентом знаменитого шоу "Champions on Ice", которому в этом году исполняется 25 лет. Но подобное представление ему довелось проводить впервые. 

Наши фигуристы давно принимают участие в различных западных шоу, и им не в новинку подобные выступления. Главным отличием этого проекта явилось то, что он был создан лишь на один день. Не было длительных репетиций, не будет гастролей и турне. В пожарном порядке была собрана команда - спортсмены прилетали в Петербург, кто за пару дней, а кто и за день до шоу. Художественная сторона полностью легла на плечи Николая Самойловича Остальцова и Игоря Александровича Долгушина. В результате все превзошли себя. И спортсмены, и организаторы, и… зрители. Уже за час до начала люди спрашивали лишний билетик. Но билеты были раскуплены еще за два дня до представления. Любителей фигурного катания, которым не удалось попасть в Ледовый, спасло одно - трансляция праздника в прямом эфире. 

Но телевидение не могло передать той атмосферы, той красоты праздника, которые царили во Дворце. Трибуны, погруженные во мрак, беспрерывно мерцали огнями фотовспышек. А лед, игравший всеми цветами радуги в такт музыке, помогал спортсменам донести до зрителей те образы, которые были задуманы. 

Лысый джин с волшебной бородкой, появившийся из кувшина, показал, что такое настоящие чудеса. С трудом можно было распознать в нем элегантного Алексея Урманова. Он с блеском тряхнул "стариной" и доказал, что настоящие чудеса мастерства и профессионализма не подвластны времени. 

Подтвердил силу, мощь и красоту "старой гвардии" олимпийских чемпионов еще один наш земляк - организатор прошлогоднего шоу "Ледовый Олимп" Артур Дмитриев с очаровательной Оксаной Казаковой. 

Когда над залом зазвучала "Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь…" на льду появились экстравагантные Ирина Лобачева и Илья Авербух. Таких и вправду зрители никогда не забудут. Но и в любительском спорте уже не увидят. 

Прощалась в тот вечер со своими болельщиками и еще одна пара. Хрупкая Лена Бережная и безукоризненный Антон Сихарулидзе покорили публику уже давно. Но, наверное, так как в этот день, их еще никогда и нигде не принимали. "Как упоительны в России вечера…" поведали нам Лена и Антон вместе с группой "Белый орел". Настоящим сюрпризом для зрителей стало появление на льду Пресли и Монро. Показательный танец Мерилин-Лены и Элвиса-Антона был не только оригинален, но как всегда предельно сложен. Чего стоила только одна дорожка! Завел публику своим зажигательным танцем, но вышел к ней лишь один раз Александр Абт. Умницу и трудягу Марию Бутырскую болельщики просто оглушили аплодисментами. Елена Соколова так лихо отплясывала под модный мотивчик, будто и коньков на ней не было. 

Татьяна Навка и Роман Костомаров, Мария Петрова и Алексей Тихонов показали, что такое высший пилотаж в фигурном катании. 

Не оставили публику равнодушной девушки-синхронницы из питерской команды "Парадиз". Всего лишь красотой скольжения они словно сплели на льду чудный узор. 

С прошлого шоу всем, наверное, запомнилась программа "Лебединое озеро", которую исполнили чемпионы мира среди акробатических пар Владимир Беседин и Алексей Полищук. И в этот раз они сумели насмешить и поразить публику своими номерами. 

Но порадовали зрителей в этот вечер не только те, кто известен всему миру. Глазам петербуржцев открылась новая, совсем маленькая звездочка, сияние которой еще впереди. "Смотрите, маленький Плющенко…", - зашептали зрители верхних рядов, увидев белокурого мальчишку в штанишках на лямочках. 10-летний Артур Хиль, наверное, впервые выступал перед столь многочисленной. И не растерялся! Он замечательно откатал программу, состоящую из сложнейших прыжков и великолепного бильмана, сорвал овации зала и был просто засыпан игрушками. 

Восторгу публики не было предела, когда на льду появлялись любимцы миллионов - озорная и смешливая Ирина Слуцкая и артистичный, а иногда хулиганистый Евгений Плющенко. Аплодисменты заглушали музыку. О таком признании каждый спортсмен может только мечтать. "Я люблю вас также", - признался всем Женя. 

Игорь Корнелюк и Евгений Плющенко помогли увидеть всем "Город, которого нет". Впервые затри часа зал притих. А потом взорвался аплодисментами. Не всем доводилось видеть столь красивое объяснение в любви городу. Именно Женя явился идейным организатором шоу. Алексей Николаевич Мишин предлагал своему ученику устроить только его бенефис, составленный из многочисленных коротких и произвольных программ, показательных номеров, которых уже накопилось достаточно. Но Женя убедил тренера, что лучшим подарком петербуржцам будет шоу всех сильнейших российских фигуристов. 

…Они все оставили свои дела и приехали лишь на один июньский вечер в Петербург. Чтобы выразить свою любовь замечательному городу и преданным зрителям. 

Таким звездам нипочем даже белые ночи. Они ослепительны! И хотя не так долговечны, как небесные светила, но их сияние приносит радость. 

__________________________________________________________________________________

КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ МАСТЕРА 



"Санкт-Петербургский курьер" 11 июня 2003
Анна Райкова 

По части фигурного катания Петербург на мякине не проведешь. Даже на темнокожую Сурию Бонали народ у нас в свое время не шел. Предприимчивый Артур Дмитриев и элегантный Алексей Урманов потерпели неудачу, пытаясь собрать зрителей на полупрофессиональное представление. Возможно, они выбрали неподходящее время или место. Ледовый бал от Плющен ко в честь 300-летия Петербурга имел оглушительный успех. 

Лишние билетики спрашивали уже на выходе метро "Проспект Большевиков". Не каждая рок- или поп-звезда, от недостатка которых Ледовый дворец не страдает, может похвастаться подобной популярностью. А ведь начало июня по сравнению с концом мая считается временем провальным - школьники разъехались или сдают экзамены. Да и от торжеств по случаю 300-летия Питер слегка устал. И вдруг аншлаг... Участники шоу, похоже, и сами были удивлены. Место, которое во время соревнований превращается в "уголок для поцелуев и слез", превратилось в маленькую трибуну для спортсменов. Все смотрели всех, дружно аплодировали, подбадривали друг друга. Особо любопытными оказались Мария Петрова - Алексей Тихонов. Только самый ленивый из сидевших поблизости не попросил у них автографа и не сделал со спортсменами фотографии на память. А вот Алексей Мишин, тренер Евгения Плющенко и один из устроителей шоу, следил за представлением очень серьезно. Переполненный зал и благодушный прием публики, упоенной незапланированным свиданием с любимцами, не раздвинул насупленных бровей у маэстро. Казалось, во всем, что доставляет удовольствие любителям фигурного катания, Мишин по профессорской привычке видит одни недочеты. Или его просто расстроили несколько неожиданных падений любимого ученика. Организаторы представления сдержали слово - Плющенко катался под "живого" Корнелюка, но это оказалось не единственным сюрпризом. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе для прощания с питерской публикой выбрали в первом отделении "Как упоительны в России вечера" и откатали ее тоже под "живое" исполнение группы "Белый орел". Поскольку в Петербурге многие знают, что это любимая песня губернатора Владимира Яковлева, еще до начала шоу поползли слухи, что подобрана она не случайно, и что прощание получится двойным. И олимпийские чемпионы Солт-Лейк-Сити сделают ручкой питерской публике, и Яковлев в нынешней своей должности в последний раз почтит фигурное катание своим присутствием. Похоже, слух имел под собой реальную почву: губернатор до конца шоу не досидел и вскоре после номера Бережной и Сихарулидзе уехал из Ледового. А президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев, как будто прощаясь с Яковлевым, в своей короткой заключительной речи заметил, как много сделал Владимир Анатольевич для развития фигурного катания за время пребывания у власти. Устроители не только выполнили все свои обещания, но и преподнесли несколько приятных сюрпризов. "Сихи" выступали не один раз, а дважды, покорив публику образами Мерлин Монро и Элвиса Пресли. Овацию устроили зрители ледовым акробатам Беседину и Полищуку. Но главным сюрпризом стало появление Елены Соколовой, имя которой отсутствовало в объявленных заранее списках участников. Серебряный призер чемпионата мира сумела подняться над личными обидами, приняла участие в программе своего бывшего тренера Мишина и выдала самый вдохновенный прокат за всю историю выступлений перед питерской публикой. Только под занавес программы вышла заминка: куда-то запропастился букет цветов для главного спонсора Майка Коллинза. Щедрый американец, оплативший, по слухам, чуть ли не половину бюджета программы, может, и не обиделся бы. Но на всякий случай Алексей Мишин спас положение, причем весьма остроумным способом. Он отобрал почти у всех спортсменов подаренные им букеты, пожалев только свою бывшую партнершу по выступлениям на льду, Тамару Москвину. Настоящий кавалер и после 60 остается кавалером. 

__________________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО УВЛЁКСЯ ПЕЙНТБОЛОМ 



"Дни.Ру" 11 июня 2003
Ирина Васильева 

В эти дни на кортах Губернаторского теннисного центра в Санкт-Петербурге проходит теннисный турнир с не совсем привычными участниками: например, о своем намерении выступить заявил губернатор города Владимир Яковлев. На кортах корреспондент Дней.Ру встретила вице-чемпиона Олимпийских игр по фигурному катанию Евгения Плющенко. И взяла у него интервью. 

Я сидела напротив корта номер три. Рядом две немолодые женщины бурно обсуждали проведенные выходные. 

"И отца с собой позвал! А ведь это опасно: если граната рядом разорвется, сдирает кожу до крови! – делилась впечатлениями одна из них. – Мой-то вчера так своему приятелю попал по голове – наверняка будет ссадина". 

Этой женщиной была мама Евгения Плющенко, а темой разговора - пейнтбол, которым ее сын увлекается. Сам Женя в это время проводил свою третью встречу в парном разряде. Первые два матча Плющенко и Эйнин проиграли. В третьем вели 5:2, но так и не смогли удержать победный счет. Перед четвертой встречей турнира состоялась наша беседа. 

Дни.Ру: Женя, вы расстроены своей игрой? 

Плющенко: Разумеется. Но не самим поражением, а тем, что плохо играю. Для этого нужно почаще выходить на корт. 

- На этот турнир вас специально пригласили? 

- Я играю уже года два или три. Принимал участие в "Глория оупен". Два круга прошел, а в третьем меня выбили. А сюда меня действительно пригласили. 

- В паре доводилось до этого играть? 

- Я очень редко играю в паре. Не люблю этого. Да и не понимаю, как играть. Я - человек ответственный, и начинаю переживать, когда подвожу партнера и если что-то не получается. 

- Вы хоть пытались сыграться? 

- Пытались. Но тренировка длилась всего два-три часа. 

- Вам доводилось играть с известными теннисистами? 

- Нет. Хотя желание сыграть с профессионалами есть. Я их уважаю, и мне очень нравится, как играют Евгений Кафельников, Марат Сафин, Андре Агасси. Хотелось бы сыграть с нашими ребятами - с тем же Мишей Южным. Но для начала, чтобы их не позорить, мне не мешало бы научиться попадать по мячу нормально. 

- У вас, кстати, с подачей были проблемы… 

- Был очень сильный ветер. Да и когда мы начали играть, я не успел разогреться. Вышел, мышцы "холодные", бегать не могу. К тому же в этом году это для меня первый турнир. Поначалу были неприятные ощущения, но потом разыгрались. В третьем матче вообще вели в счете 5:2… 

- И что помешало? 

- Не знаю. Немного расслабились. Я говорю Марку: надо выигрывать. Но не получалось. Игра постепенно ушла. Он говорит: сейчас выиграем! Все, спокойно, играем. И как-то не получалось. 

- Что для вас болезненнее: критика на льду или на корте? 

- Теннис для меня на сегодняшний день – удовольствие. Но когда из-за тебя страдает партнер, это неприятно. 

- Раз уж мы заговорили о наших ребятах. Вы с Мишей Южным до съемок в рекламном ролике были знакомы? 

- Мы познакомились там на съемках. 

- Что вы испытываете, глядя на себя в этой роли? 

- Это реклама. Просто предложили – почему бы и нет? Я все предложения принимаю и считаю это правильным. 

- В какой атмосфере проходили съемки? 

- В идеальной. Организация была хорошей. Встретили, привезли, накормили. Хотя было тяжело, потому что клип этот снимали с 9 утра до 11 вечера: постоянные перестановки света, декораций. Тяжело. Но интересно. 

- Не хотели бы сыграть роль в серьезном фильме? 

- Давно об этом мечтаю. Уже, наверное, года два. Думаю, у меня получилось бы. Даже если бы сейчас предложили, постарался бы совместить это с фигурным катанием. 

__________________________________________________________________________________

ЗВЕЗДНОЕ ШОУ ЕВГЕНИЯ ПЛЮЩЕНКО 

"Мегаполис-Экспресс" 16 июня 2003
Андрей Симоненко 

"Happy birthday, Piter!" - этими словами приветствовал питерских зрителей Майкл Коллинз, один из главных организаторов шоу "Звезды фигурного катания в ледовом", посвященного 300-летию Санкт-Петербурга. И в кои-то веки американцу устроили овацию, на миг забыв об антагонизме российского и заокеанского фигурного катания. 

За несколько часов до начала шоу - на выходе из метро "Проспект Большевиков" вовсю спрашивали лишние билеты. Шансов их заполучить было немного - в кассах дворца было пусто, а единственной возможностью, по свидетельству знающих людей, оставался лишь обход центра города, вернее, его театральных касс. Кое-где билеты остались до вечера, и, видимо, поэтому галерка грандиозного двенадцатитысячного ледового дворца в некоторых местах "светилась" залысинами в 20 - 30 мест. Но их стало не видно, когда в зале погас свет и началось представление. 

Идея шоу принадлежит чемпиону мира Евгению Плющенко - причем мысль собрать на одном представлении своих друзей пришла ему в голову еще три года назад. Но реальная возможность осуществить эту идею появилась лишь сейчас, когда тренер лучшего фигуриста планеты Алексей Мишин сумел уговорить вице-президента североамериканского тура "Чемпионы на льду" Майкла Коллинза полностью взять на себя расходы по организации шоу. "Г-н Коллинз платит деньги, а взамен получает опыт бизнеса в России", - так обьяснил г-н Мишин механизм сотрудничества американского бизнесмена с российским фигурным катанием. 

Алексей Николаевич также признался, что первоначально шоу планировалось как бенефис г-на Плющенко: 

- У Жени достаточно интересных и запоминающихся программ, и он вполне справился бы и в одиночку. 

Но наш чемпион, как известно, скромен, и посему тандем Мишин - Плющенко все-таки остановился на гала-концерте. Кстати, по словам г-на Мишина, принципиально важным моментом шоу стало участие в нем только российских спортсменов. 

- Мы должны раскручивать своих звезд, - твердо и уверенно заявил Алексей Николаевич. 

Судя по всему, мистер Коллинз не возражал против такого подхода, так как заметил: 

- Мы организуем подобные праздники в Америке уже 25 лет, и в них постоянно участвуют российские фигуристы. Большинство из них - воспитанники великой школы города на Неве. Поэтому для меня было особой честью дебютировать в качестве организатора именно в Санкт-Петербурге, к тому же приурочив шоу к 300-летнему юбилею. Да и нужны ли были в этот вечер заморские звезды? Александр Абт, Елена Соколова, Татьяна Навка - Роман Костомаров, Мария Петрова - Алексей Тихонов, Мария Бутырская, Ирина Слуцкая, Ирина Лобачева - Илья Авербух, Елена Бережная - Антон Сихарулидзе, блестящие ледовые акробаты Владимир Беседин - Алексей Полищук и, конечно, герой вечера Евгений Плющенко... Не правда ли, подобное созвездие чемпионов стало бы украшением любого шоу, где бы в мире оно ни проводилось?! Но у нас был свой праздник. Мы его заслужили. А поэтому вживую пели еще и группа "Белый орел" (на льду в этот момент наслаждались "упоительными российскими вечерами" Елена Бережная и Антон Сихарулидзе), и, как однажды сказал г-н Мишин, "негениальный композитор, написавший гениальную песню" Игорь Корнелюк. Его "Город, которого нет" стал финальным номером и, можно сказать, гвоздем программы - под инструментальную версию именно этой песни Евгений Плющенко выступал весь прошлый сезон в произвольной программе, а здесь ему помогал живой голос. 

Была в многозвучном мажорном аккорде праздника и грустная нотка. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, олимпийские чемпионы Солт-Лейк-Сити, вышли в последний раз на лед в качестве любителей - со следующего сезона они уже будут официально числиться профессионалами. И хотя последний год для Елены и Антона фактически стал переходным из одной фазы спортивной карьеры в другую - они не участвовали в соревнованиях, посвятив свое время лишь коммерческим выступлениям, - осознание того, что любимцы миллионов людей как в России, так и во всем мире больше не поднимутся на пьедестал почета, несколько огорчает. Впрочем, за ребят все же надо не огорчаться, а радоваться - они достаточно выиграли для своей страны "драгметалла", чтобы теперь позаботиться и о себе, продолжая одновременно дарить свое искусство зрителям. 

__________________________________________________________________________________

ЛЕДОВЫЙ ПОДАРОК ИМЕНИННИКУ 



"Караван+Я" 18 июня 2003
Оксана Москаленко 

6 июня в Санкт-Петербурге прошло шоу "Звезды фигурного катания в "Ледовом", огромном дворце спорта в Питере. Идея шоу принадлежит неоднократному чемпиону Европы, мира, серебряному призеру Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, да и просто безумно обаятельному молодому человеку Евгению Плющенко. Помимо Евгения в шоу участвовали Антон Сихарулидзе и Елена Бережная, Ирина Лобачева и Илья Авербух, Ирина Слуцкая, Мария Бутырская, Елена Соколова, Александр Абт и многие другие не менее известные звезды фигурного катания. 

Фигуристы находились в прекрасном настроении и готовились к представлению. Для Евгения Плющенко этот ледовый праздник стал нечто большим, чем просто красивое катание в нарядных костюмах, - впервые Женя был не просто участником, а организатором и, думаю, слегка волновался, хотя, как обычно, не подавал вида. 

Каждый раз, как только кто-то из спортсменов выходил на лед, зал разражался шквалом аплодисментов, криков: "Вы лучшие!", "Браво!" - и грохочущим топотом ног (представьте, что происходит, когда одновременно приводят в действие свои конечности все 120 тысяч зрителей). 

Ирина Лобачева и Илья Авербух не катались, а будто парили надо льдом под музыку из мюзикла "Юнона и Авось", поражая неподдельными чувствами, гармонично вплетенными в прекрасный танец, всех, кому посчастливилось оказаться в этот момент на трибунах. Елена Соколова радовала зрителей своим девичьим задором под популярную песню группы "Фабрика" "Про любовь", а Алексей Урманов, олимпийский чемпион 1994 года, ныне находящийся в рядах профессионалов, удивил своим перевоплощением в джинна из лампы, рассекая по замороженному морю под восточные мотивы. 

А как только прозвучали первые аккорды песни "Как упоительны в России вечера", исполнявшейся вживую группой "Белый орел", на льду появилась одна из самых красивейших пар мира - олимпийские чемпионы 2002 года Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Евгению Плющенко так и не удалось переодеться после своего выступления "Кармен". Успев лишь скинуть коньки и надеть кроссовки, он вылетел из раздевалки и присоединился к остальным фигуристам и вместе с Ириной Слуцкой напевал текст песни. Для Лены и Антона это шоу стало еще и официальным прощанием с поклонниками перед уходом из любительского спорта. 

Мы видим улыбки, бурю эмоций, экспрессию чувств, кажется, что спортсмен вовсе не устает. Но это, к сожалению, не так. Евгений Плющенко, например, после исполнения своей программы "Питер-300" в сопровождении живого исполнения Игорем Корнелюком песни из кинофильма "Бандитский Петербург" "Город, которого нет" ушел со льда под бурю аплодисментов и, присев на стул у выхода с арены, грустно сказал Роману Костомарову: "У меня ужасно раскалывается колено". Но снова нужно выходить на лед, и печали как не бывало: Женя снова весел, снова улыбается, он снова тот озорной мальчишка, который "порвал" зал на чемпионате мира 2001 года, великолепно сыграв роль культуриста под песню Тома Джонса "Секс Бомб". Вечер завершился кругом почета всех участников представления под музыку нового гимна Санкт-Петербурга. Евгений Плющенко как основной организатор этого удивительного праздника признался: "Я самый счастливый человек. Такого шоу еще не видел". 

__________________________________________________________________________________

ОТ ПЛЮЩЕНКО СБЕЖАЛ УЧИТЕЛЬ
Известный фигурист ищет преподавателя английского языка 


"Жизнь" 15 июля 2003
Екатерина Шитикова 

Чемпион мира по фигурному катанию Евгений Плющенко сейчас отдыхает в Сочи со своей девушкой Ульяной (она модель). 

После чего фигурист планирует пару недель отдохнуть с друзьями еще и в Турции. 

- Сын очень устал после прошедшего сезона, - рассказала "Жизни" Татьяна Васильевна, мама 20-летнего Плющенко. - Силы набирает только в бане и с помощью массажа. Еще отдыхать он любит в театрах и на концертах. Когда его дома нет, он меня просит к его приезду билеты купить. Потом мы с ним вдвоем ходим на балет и слушать оперы. Еще Женя очень поесть любит. Когда сын дома, я ему сразу домашние пельмени, борщ и другие мясные блюда готовлю. Но в еде Женя норму знает, если появятся один-два лишних килограмма, на следующий день он уже не ужинает. 

Помимо успехов на льду у Плющенко давно есть другая мечта - выучить в совершенстве английский язык. 

- Недавно сын нашел через своих друзей преподавателя. Уже договорились о времени встречи. Но тут педагог узнал, что должен будет учить языку Плющенко, испугался и отказался. Теперь Женька у меня спрашивает: "Мам, может мне мою фамилию не называть? А когда педагог меня увидит и узнает, то отказываться уже поздно будет". 

__________________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО ПОДМЕНИЛИ
Питерского фигуриста пародировала канадская артистка 



"Смена" 18 июля 2003
Даниил Орловский 

Это только в спортивном календаре лето у фигуристов считается сезоном отпусков. На самом деле они постоянно выступают во всевозможных, в основном заокеанских шоу, в перерыве которых занимаются постановкой программ на предстоящий сезон. И лишь в перерыве между этими перерывами отдыхают. Но, представьте себе, даже в этот период ледовая жизнь не замирает. В конце концов, в отсутствие звезд первой величины их можно... спародировать. 

Совсем недавно в Цюрихе мне довелось стать свидетелем весьма оригинального ледового номера в исполнении некой Барбары Сотгил. Кто она? Канадская артистка, имеющая в своем профессиональном арсенале навыки искусного управления коньками. 

Поначалу ничто не предвещало сенсации. На ярко-красный с розовыми розочками лед вышла отнюдь не монашеского вида девица, вся, а вернее, почти вся в бордовом. Лед, ясное дело, экстрактом какого бы то ни было напитка никто не красил. Необходимый фон легко создается при помощи немудреного светопредставления. И тут заиграла музыка. Не какая-нибудь, а знаменитый хит "Секс-бомб" Тома Джонса. Мгновенно бордовое одеяние артистки было решительно скинуто, и якобы бордельная девица превратилась в накачанную мужицкого вида особу. Вам это ничего не напоминает? 

Собственно, для тех, кто не вспомнил, организаторы шоу приготовили еще один сюрприз - запись аналогичного, а вернее, оригинального номера Евгения Плющенко. Двукратный чемпион мира, спроецированный опять же на льду, развлекал публику параллельно с Барбарой. Согласитесь, мощная находка. И видимо, в дань уважения к городу, который представляет Плющенко, красный лед вдруг стал зеленым с изображением решетки Летнего сада! Что касается концовки выступления, то оно закончилось так же, как и у Евгения. Или как в телешоу "Империя страсти" - героиня разделась до трусов. Были ли выпуклости на груди артистки настоящими, силиконовыми или резиновыми? Увы, пощупать не удалось. 

На самом деле Плющенко в Швейцарии достаточно почитаем. К примеру, премьера олимпийской программы фигуриста "Кармен" проходила именно там. Есть, кстати, и логика в том, что пародировала Плющенко канадка. Ведь впервые его "Секс-бомб" увидела свет на показательных выступлениях чемпионата мира в Ванкувере, где Евгений уверенно победил. Что же касается мероприятия в Цюрихе, то оно к фигурному катанию имело весьма далекое отношение. В переводе со швейцарского языка на русский это был цирк на льду с песнями, плясками, акробатами и клоунадой. Но даже в цирке уважают авторство идей.