Сезон 2000-2001 (Часть 3)

СОБАКУ ПЛЮЩЕНКО НАЗВАЛИ ЖЕНЕЙ


"АиФ. Суббота-воскресенье" №6, 6 февраля 2001
Дарья Сребницкая

На днях в Братиславе 18-летний Евгений Плющенко из Санкт-Петербурга выиграл чемпионат Европы по фигурному катанию.

В этом сезоне мужчины-одиночники заметно усложнили программы. Трехкратный чемпион мира Алексей Ягудин, американец Тимоти Гобель и китаец Ли Чзунцзын на соревнованиях штампуют четверные прыжки. Но когда на лед выходит Плющенко, ученик Алексея Мишина, выдающиеся выступления соперников немножко меркнут.

Высокий длинноногий блондин с легкостью исполняет элементы ультра-си, в частности уникальный каскад из прыжков в четыре, три и два оборота. И выглядит при этом настоящим артистом.

Поклонницы называют его российским Леонардо Ди Каприо. Арбитры оценивают его композиции высшими баллами - шестерками, а зрители - восхищенными возгласами: "Гений!" И только один человек всегда недоволен безупречным на первый взгляд прокатом - сам фигурист.

ГОРЖУСЬ ДЕВЧАЧЬИМ ПИРУЭТОМ

- Я все время занимаюсь самоедством, - признается Плющенко. - Скажем, на чемпионате Европы я хорошо откатался. Но мог бы лучше, потому что уверен: нет предела совершенству.

- Имеете в виду каскад 4+3+3, заявленный вами в произвольной программе? Почему же не выполнили его?

- Произошла ошибка. Я не мог заявить этот элемент, потому что он еще не готов к показу. То есть я стабильно делал его на тренировках в Братиславе, но на соревнованиях не рискнул бы: нервы не выдержали бы! Конечно, хочется устроить в мужском одиночном катании революцию. А то вдруг кто-то меня опередит? К примеру, выучит пятерные прыжки. Впрочем, до этого еще далеко.

- Вы и так революционер. Не только в прыжках. Единственным из представителей сильного пола владеете пируэтом знаменитой швейцарской фигуристки Дениз Бильман. Простите, вам никогда не было стыдно за... чисто девичье вращение?

- Напротив, я горжусь им! Когда я только пришел в секцию фигурного катания, увидел по телевизору выступление Бильман и пришел от него в неописуемый восторг. Ее пируэт меня околдовал. И я поклялся, что когда-нибудь тоже буду так вращаться.

- Клятва, видимо, была принесена в Волгограде, где вы жили в то время?

- Верно. Мне исполнилось одиннадцать лет, когда наш каток закрыли. Сейчас, по-моему, там склад. Мама повезла меня, подающего надежды фигуриста, в Санкт-Петербург. А старшая сестра и отец, плотник по профессии, остались в Волгограде. Теперь даже страшно представить, что со мной было бы, если бы я не попал к Алексею Николаевичу Мишину. Вы бы сейчас, наверное, не брали у меня интервью.

- В этом сезоне Мишин специально выбрал для вашей короткой программы "Болеро" Равеля. Вы исполняете партию испанского принца. По мнению Алексея Николаевича, принц всегда первый. Вы тоже так считаете?

- Как-то не задумывался над этим. Я с удовольствием исполнил бы роль, скажем, сатира, был у нас такой вариант. Пока я молодой, мне интересно браться за различные образы. Я не вкладываю в своих персонажей такой уж глубокий философский смысл. С одной стороны, я принц, а с другой - мафиози, что ли, часть моей произвольной программы обрамлена музыкой Эннио Морриконе из кинофильма "Однажды в Америке".

Я ЕЩЕ РЕБЕНОК!

- Вы очень сильно изменились. Работаете над имиджем?

- Во-первых, природа берет свое, я ведь повзрослел. И, во-вторых, в прошлом сезоне мы пригласили замечательного хореографа Давида Авдыша, художественного руководителя Санкт-Петербургского мюзик-холла. Он прекрасный знаток своего дела и, если хотите, имиджмейкер.

- Это Авдыш посоветовал вам отрастить волосы до плеч?

- Нет, мама. Вспомнила, что в детстве у меня были такие волосы и они мне очень шли. По ее инициативе я и сменил прическу, регулярно хожу в модный салон, у меня свой мастер.

- Маме жалко, что вы растете? Она хочет вернуть вас в детство?

- А я еще ребенок! Детство еще со мной, я не спешу с ним расстаться. И увлечения у меня вполне детские. Люблю поиграть в компьютерную приставку "Playstation", пострелять из пистолета, разумеется, не из настоящего, попалить по мишеням в тире.

- Но вот на льду мальчик точно превращается в мужчину.

- Согласен. Мы работаем над этим. Хореографом мне были предложены не мальчишеские, а мужские движения.

- Все-таки причина скорее не в классном хореографе, а в вас. Вы, возможно, влюбились?

- Нет, я не влюбился! Не до этого мне - кататься надо!

- Как вы отдыхаете?

- По-разному. К примеру, на Новый год уезжал с друзьями на немецкий курорт Гармиш-Партенкирхен. Чудесно время провели! Но сегодня, перед февральским финалом "Гран-при" в Токио и мартовским чемпионатом мира в Ванкувере, со свободными днями у меня напряженка. Может, ухвачу денька три, "отключусь" от фигурного катания, вообще не буду о нем думать. Поедем с родителями на природу под Питер.

- Не скучно на природе зимой?

- Нисколько! Я часами гуляю и играю со своей собакой - английским бульдогом Жекой. Любопытно, что, когда я пришел покупать щенка и выбрал конкретный "экземпляр", мне сказали: "Его зовут Женя". "Вот как? Я тоже Женя", - ответил я. Позже хотел щенка по-другому назвать, но он уже к своему имени привык. Вообще я очень люблю собак. Скоро еще одну заведу.

- А Жеку куда денете?

- Он останется со мной. Это мой лучший друг.

__________________________________________________________________________________

АЛЕКСЕЙ МИШИН: ПЛЮЩЕНКО - НАСЛЕДНЫЙ ПРИНЦ
Знаменитый тренер уверен, что чудеса бывают только в сказках


"Советский спорт" 7 февраля 2001
Дарья Сребницкая

На днях в Москве чествовали чемпионов и призеров недавнего чемпионата Европы по фигурному катанию в Братиславе. К сожалению, один из главных героев турнира 18-летний Евгений Плющенко не смог приехать в столицу. В родном Питере он готовится к финалу "Гран-при", который пройдет 15-18 февраля в Токио. В Братиславе Женя победил с блеском, продемонстрировав фантастический набор прыжков. У бортика за своего ученика переживал тренер Алексей Мишин.

Алексей Николаевич с завидным постоянством штампует звезд мужского одиночного катания. Взять, к примеру, Юрия Овчинникова. Он не был чемпионом мира или Европы, только бронзовым призером чемпионата континента 1975 года. Однако его помнят до сих пор, поскольку Юрий не боялся исполнять элементы ультра-си.

Другой ученик Мишина - Алексей Урманов - вторым из российских одиночников выиграл Олимпиаду, это произошло в 1994 году в Лиллехаммере. Хотя можно считать, что и первым: впервые россиянин Николай Панин-Коломенкин завоевал высшую награду на летних Олимпийских играх 1908 года в Лондоне (в программу почему-то включили фигурное катание), но в отдельных элементах - прыжках. Существовала тогда такая "номинация". А большую золотую медаль и звание "олимпийский чемпион" получил швед Ульрих Сальхов. Урманов также уникален тем, что принес в свой вид новое направление, - он единственный в начале 90-х годов сочетал актерское мастерство с четверными прыжками.

А вот Алексей Ягудин - первый россиянин, выигравший чемпионат мира в постсоветский период, в Миннеаполисе-98. Он и сейчас берет за основу сложнейшие элементы, вызубренные в "школе" Мишина. Алексей одержал победу и на двух последующих мировых первенствах, правда, под руководством Татьяны Тарасовой. В мае 1998 года он ушел от наставника, поскольку, как признался позже, не мог более терпеть рядом, на тренировочном катке, Плющенко, стремительно набиравшего обороты.

Евгений пошел дальше остальных. Не по титулам - в его коллекции пока два золота в европейских чемпионатах, победы на этапах и в финале "Гран-при"2000. Он превзошел других именно по катанию - второй год выполняет такие элементы, в частности, каскад из четверного, тройного и двойного прыжков, что порой даже "страшно" становится: что же будет дальше? Конечно, этого требует время, мужское одиночное катание быстрыми темпами прогрессирует не только в России, но в США, Китае. Но, может быть, Плющенко, которого Мишин сегодня называет принцем, "растет" не по дням, а по часам в пику своему главному сопернику Ягудину? Ведь он ни разу у него не смог выиграть чемпионат мира.

- Алексей Николаевич, в Братиславе вы постоянно подчеркивали, что Плющенко - принц. Что вы имели в виду?

- В короткой программе Женя исполняет "Болеро" Равеля. У меня персонаж этого произведения ассоциируется с испанским принцем.

- Почему вы выбрали именно такой образ?

- Дело в том, что я приблизительно знал, кого будет изображать на льду Ягудин. Был в курсе, что он не будет принцем. А я хочу, чтобы мой ученик им был, потому что принц всегда первый! Как я представляю себе, то, что происходит на льду, сродни действу в других видах искусства. И если мы посмотрим на какую-то картину, изображающую, скажем, принцессу и зверя или принца и его пажа, то особы королевских кровей всегда будут на первом плане, не правда ли? Или, к примеру, принц и клоун, либо музыкальный эксцентрик (две предыдущие короткие программы Ягудина. - Д.С.). Это были хорошие находки Алексея и его тренера. Мы тоже могли придумать что-нибудь более оригинальное. Была у нас в этом сезоне идея поставить "Вальпургиеву ночь", сделать Женю сатиром. Поверьте, такой бы сатир получился, что из "штанов выпрыгивал бы"! Но нет, подумал, все-таки надо принца делать, такого, какими были Урманов, американец Брайан Бойтано.

- То есть Плющенко - наследный принц?

- Можно так сказать!

- На чемпионате Европы Евгений заявил в программе каскад из четверного и тройного тулупов с тройным ритбергером, однако во время выступления заменил последний прыжок на двойной. Что же произошло?

- Ну, это просто не нужно было. Тот набор элементов, который Плющенко традиционно включает в свои композиции, сегодня и так никому не подвластен. Вы же видели, как превосходно катался Ягудин, но у него не было никаких шансов на победу!

- Все-таки Женя говорил, что готов был к уникальному каскаду, но создалось впечатление, что он немножко притормозил на втором прыжке.

- Нет, не притормозил. И в принципе готов к наисложнейшему элементу. Если бы он стартовал после Ягудина, который удивил бы нас своей техникой, то, конечно, рискнул бы выполнить этот каскад. Но вышел на лед раньше соперника. Какой у нас был тактический план? Представить хорошую, реальную версию произвольной программы, без "авантюрной" новинки. Я сказал ему: "Если ты сделаешь то, что положено, то Леша сможет выиграть, если произойдет чудо". Но чудеса бывают в сказках.

- В прошлом сезоне Плющенко отлично выступал на этапах, в финале "Гран-при", на чемпионатах России и Европы, выигрывал. Но к чемпионату мира в Ницце так вымотался, что допустил ряд падений, не сумев войти в тройку призеров. Не боитесь, что в этом году его выступления пройдут по такому же сценарию?

- Полагаю, те, кто проповедует эту идею, неадекватно относятся к действительности. На мой взгляд, абсолютно неправомерно проводить аналогию с минувшим сезоном, равно как и обсуждать многочисленные публикации в прессе, в которых говорится о том, что Женины конкуренты не стараются подготовиться к той же "Европе" по максимуму. Как же так? Всего два таких престижных турнира в году, а они не стараются!

Попросту два прошлых сезона были для Евгения не очень выгодными, потому что возраст 16-17 лет - переходный. То есть те два года, которые отделяют Плющенко от Ягудина, очень существенны для становления юноши. Возможно, та неудача, которая постигла Женю в Ницце, тоже объясняется тем, что в тот момент он только расставался с детством, становился мужчиной, но еще им не стал.

- На пресс-конференции в Братиславе вы больно "укололи" Ягудина, заявив, что тот выиграл чемпионат мира только потому, что ваш ученик катался с ошибками. Не слишком ли жестокая фраза?

- Я всего-навсего ответил на вопрос! К тому же, убежден, в этом заявлении вы увидели больше сарказма, чем было в него "заложено". Более того, я в своих комментариях никогда не отзываюсь об Алексее плохо! И сказал, что он хорошо катался и в Ницце, и в Братиславе. Но в Ницце Плющенко катался так скверно, как только мог, а в Братиславе - великолепно. Таково реальное положение дел.

- Идеальный фигурист, какой он, по-вашему?

- Можно развивать спортсмена двумя путями. Один - развить его лучшие, наиболее яркие качества. Другой - отвлечь внимание от недостатков, "заретушировав" их. Ягудин очень талантливый фигурист, а Тарасова хороший хореограф и организатор, она заслуживает самых добрых слов. Но пока Ягудин на льду в своих программах жонглировал и играл на музыкальных инструментах, Плющенко катался. Сейчас Алексей демонстрирует мощь торса, а Плющенко катается. Только, пожалуйста, снова не усмотрите в моем объяснении элементы сарказма. Повторяю, что считаю находки Ягудина удачными и сильными. Но являются ли они исходящими из корневой системы или представляют собой метод декорировавания - для меня пока вопрос!


_________________________________________________________________________________


ФИНАЛ ГРАН ПРИ (16-18.02.2001). ВЫДЕРЖКИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 



ПЛЮЩЕНКО УДОВЛЕТВОРИЛ ВОСТОЧНЫХ КРАСОТОК 

"Смена" 19 февраля 2001
Даниил Орловский 

Лишь два чека на 50 тысяч долларов, полагающиеся победителям финала серии "Гран-при", отправятся из Японии в Россию. Их обладателями стали Евгений Плющенко и Ирина Слуцкая. Короче говоря, выяснилось, что наши фигуристы на сегодняшний день хороши только поодиночке.
Очередной дуэли между Плющенко и Алексеем Ягудиным особый шарм придавало место проведения турнира. Общеизвестно, что в Стране восходящего солнца представители прекрасного пола буквально сохнут по сексапильным мальчикам на коньках, проживающим северо-западнее Курильских островов. Фан-клубы почитателей таланта и красоты звезд мужского одиночного катания в Японии постоянно множатся и разрастаются. В свое время лидером по количеству японских фанаток был Алексей Урманов. Нынче восточные красотки отдают предпочтение другому Алексею и Евгению. Причем женские сердца отнюдь не разрываются. Существует в Японии довольно-таки строгое негласное правило: кумир может быть только один. И здесь обаятельный блондин из Северной Пальмиры уже давно переплюнул Лелика. По части симпатий японских девиц Женик явно вне конкуренции.
Восточный фанатизм воистину не знает границ. Алексей Мишин недавно рассказывал корреспонденту "Смены", как несколько месяцев назад в Петербург прилетели более полусотни японок. Дамы они не бедные: могли себе позволить совершить, мягко говоря, недешевое воздушное путешествие всего лишь ради одного дня пребывания в обществе кумира. Сходили на тренировку фигуриста в "Юбилейный", организовали вечерний банкет и тут же улетели обратно. На льду преимущество Плющенко над Ягудиным в этом сезоне тоже безоговорочное. В то время как знаменитый фильм "Гладиатор" претендует на "Оскаров" в двенадцати номинациях, программа Алексея на музыку из этого шедевра исполняется фигуристом регулярно не ахти как. Так что счет 3:0 в пользу Плющенко вполне закономерен (Евгений победил конкурента на чемпионате России, чемпионате Европы и в финале "Гран-при").
В Японии, правда, не обошлось без микросенсации. Как уже рассказывала "Смена", в короткой программе Ягудин выиграл одним судейским голосом, чем, кстати, сам был крайне удивлен. Поговаривают, что Алексея, допустившего ошибку на тройном акселе, поставили на первое место, исходя из "коммерческих интересов". Финал "Гран-при" - и в самом деле сугубо коммерческий турнир, а потому ради интриги кое-кто способен на многое. Дальше же события развивались не по сценарию Ягудина и его тренера Татьяны Тарасовой. Обе произвольные программы, в том числе и финальную, выиграл Плющенко. Вчера он выступал перед конкурентом и получил от судей букет, в котором оказались в основном оценки "5.9". Ягудин не справился с нервами и допустил ошибку уже на первом каскаде прыжков. В дуэли за третье место американец Мэтью Савойе обыграл москвича Илью Климкина, а пятое место в борьбе с бронзовым призером чемпионата Европы-2001 французом Стаником Джанеттом получил другой штатовец - Тимоти Гобел. 
__________________________________________________________________________________
 
УЛЫБКИ И ГРИМАСЫ
Завершился финал Гран-при по фигурному катанию
 

"Известия" 19 февраля 2001
Игорь Порошин 

Гладиатор во всеоружии
Никаких поцелуев между Плющенко и Ягудиным, конечно, быть не могло. Другой жанр. Твердое рукопожатие. Немногословие участников рыцарского турнира. Амбиции героев, полубогов современного фигурного катания. Плющенко опять выиграл. Опять был совершенен. Опять слегка пощекотал нервы своим поклонникам. Как и на чемпионате России, он выполнил сначала комбинацию 4+3 и только во вторую очередь - канонический каскад 4+3+2. Эта перестановка мест слагаемых только умножила ценность выступления Плющенко. Счет боев этого сезона стал 3: 0 в пользу Плющенко. Этим, собственно, можно и закончить описание очередной очной встречи двух величайших фигуристов современности. Но слово "опять" не описывает исчерпывающе того, что произошло с Плющенко и Ягудиным в Токио.
Да, Плющенко выиграл здесь совсем так же, как в Москве (чемпионат России) и Братиславе (чемпионат Европы). Ягудин проиграл по-другому. Или, вернее, проиграл другой Ягудин. Ситуация преследования и всеобщего признания превосходства Плющенко, как и ожидалось, освободила его. В Токио Ягудин катался раскованнее, легче прыгал. Он очевидно набирает форму. В суперфинале он впервые в сезоне штурмовал второй четверной, правда, неудачно. Но если к чемпионату мира Ягудин выйдет на пик формы, как он обещал, то есть с двумя четверными в произвольной, и будет так же спокоен, как в Токио, то любая, даже самая ничтожная ошибка отбросит Плющенко на второе место. Судьи, как показала короткая программа, сочувствуют Ягудину. А Северная Америка до сих пор почитает его как величайшего фигуриста современности. Ванкувер, таким образом, будет домашней ареной Ягудина. Еще одна причина показать идеальный прокат и надеяться на ошибку Плющенко. 
__________________________________________________________________________________
 

ПРИНЦ И ГЛАДИАТОР 

"Вёрсты" 20 февраля 2001
Ольга Волкова 

Но, разумеется, все ждали кульминации - соревнований мужчин. Плющенко-Мишин, Ягудин-Тарасова... Изматывающий поединок этих дуэтов (спортсменов и тренеров) часто продолжается за бортиком катка. Мишин называет своего ученика Принцем и пытается внушить публике мысль, что современное фигурное катание - это он, принц, а потом уже все остальные. Тарасова тоже не устает прославлять Ягудина. И его композиция "Гладиатор" (в последнее время Алексею даже не надо играть роль - драма на льду разворачивается подлинная) по праву считается едва ли не лучшей в мире. Но, даже если бы Ягудин не совершил ошибки при исполнении второго четверного "тулупа", ему бы не удалось "перепрыгнуть через голову". Если Плющенко катается на своем уровне, выиграть у него невозможно. Его программы много сложнее. Да дело даже не в сложности, не только в сложности. Та легкость, с которой Евгений выполняет элементы "ультра-си", создает впечатление, что он о них и не задумывается, а ввинчивается в воздух исключительно для того, чтобы расставить акценты по ходу создания образа.
Однако спорт непредсказуем. И принцы могут ошибаться. Во всяком случае, Гладиатору не пристало сдаваться, и Ягудин намерен отстоять звание чемпиона мира в Ванкувере: "Я все-таки буду победителем. Нельзя сказать, что я очень переживаю, что проиграл, все-таки выступал с подвернутой лодыжкой". Что ж, кому-то проиграть придется, но зрители будут в выигрыше наверняка.

__________________________________________________________________________________

"ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО УЖЕ СТАЛ МУЖЧИНОЙ" 


"Коммерсантъ" 16 февраля 2001
Валерия Миронова 

Сегодня в Токио начинаются финальные соревнования фигуристов в чемпионской серии Гран-при. По уже установившейся традиции в одиночном мужском катании за титул победителя будут бороться два наших спортсмена - трехкратный чемпион мира 21-летний Алексей Ягудин и двукратный чемпион Европы 18-летний Евгений Плющенко. Тренер Плющенко Алексей Мишин, с которым беседовала корреспондент "Коммерсанта" Валерия Миронова, практически не сомневается в том, что эта дуэль, как и в прошлом году, завершится в пользу его ученика. 

- Плющенко еще месяц назад на чемпионате Европы в Братиславе утверждал, что на тренировках уже стабильно исполняет каскад из одного прыжка в четыре оборота и двух в три оборота. Тем не менее он не рискнул включить его в программу, ограничившись своей коронной комбинацией 4-3-2... 

- А зачем ему было рисковать? Ведь то, что он уже умеет делать сегодня, никому больше не подвластно. На мой взгляд, главный соперник Евгения Алексей Ягудин в Братиславе катался так хорошо, как он может. И у него, считаю, при этом не было ни одного шанса обойти Плющенко. Мы всегда вырабатываем тактический план на то или иное соревнование, руководствуясь в первую очередь тем, чтобы сделать хорошую и, что самое важное, реальную версию катания Жени. При этом полностью исключаем какой бы то ни было авантюризм. А рискнем мы только тогда, когда поймем, что Ягудин может у нас выиграть, другими словами, совершит чудо. Но чудеса бывают разве что только в сказках. 

- Не слишком ли безжалостны вы к Ягудину? 

- А жизнь вообще жестокая штука, и, думаю, Алексей сам все это понимает. В своих комментариях я, к счастью, лишь однажды допустил выпад в сторону Ягудина, стараясь все-таки не говорить о нем плохо. Я ведь действительно только отметил, что он и в Братиславе, и год назад на чемпионате мира в Ницце катался хорошо. Но и Женя пока что катается хорошо. А во Франции, наоборот, Плющенко катался так плохо, что я и не знаю, можно ли хуже. Так что сарказма в отношении Ягудина в моем ответе вы увидели больше, чем это было заложено. 

- А вы не боитесь повторения прошлогодней ситуации, когда Плющенко здорово прошел все турниры, предшествовавшие чемпионату мира, а на нем провалился? 

- Те, кто загодя злорадствуют по этому поводу, считаю, просто неадекватно относятся к реальной действительности. Они думают, что соперники Плющенко на чемпионате Европы и других международных соревнованиях не стараются? Рано им еще, что ли, стараться? Повторяю: в Ницце Женя катался так плохо, как может, а пока что он побеждает Ягудина, который катается так хорошо, как умеет. 

- Многие специалисты, не говоря уж о простых зрителях, уже сейчас называют Плющенко идеальным фигуристом. Более того, лучшим за всю историю фигурного катания. А что вы вкладываете в понятие "идеальный"? 

- То, что происходит на льду, сродни тому, что Происходит в других видах искусства. Допустим, посмотрим мы на картину, изображающую принца и его пажа. Кто в ее центре? Конечно же, принц. А не клоун, музыкальный эксцентрик или культурист. В балете - та же ситуация. Вот и знаменитые в прошлом фигуристы - такие, как Алексей Урманов или Брайан Бойтано, считаю, на льду были именно принцами, главными героями. Поэтому неудивительно, что и Плющенко я хочу видеть именно в этой роли. Спортсмена можно развивать двумя путями. Первый - высвечивать лучшие, наиболее яркие его природные данные. Второй - отвлекать внимание от его недостатков. Ягудин очень талантливый фигурист. И его тренер Татьяна Тарасова - очень хороший хореограф и организатор. Но когда в одной из своих прошлых программ Ягудин жонглировал, Плющенко катался. Потом Ягудин играл на музыкальных инструментах, а Плющенко снова катался. Сейчас Алексей в своей программе "Гладиатор" демонстрирует мощь торса, а Плющенко опять-таки катается на коньках. Причем это все хорошие ключи и хорошие находки. Но вот вопрос: является ли это исходящим из корневой системы Ягудина? Или они с Тарасовой используют метод декорирования? 

- А у вас не было искушения намудрить в программах Плющенко чего-нибудь этакого? 

- Да еще как! Хотел я было в этом году сделать из Жени сатира из "Вальпургиевой ночи". Там можно было так нафантазировать с этим сатиром! Чтобы он из штанов, извините, выпрыгивал. Но, думаю, нет. Надо принца делать. Меня часто спрашивают: почему, мол, для короткой программы вы выбрали "Болеро" Равеля? Да потому, что я приблизительно знал, что готовят наши соперники. И наверняка - что Ягудин, например, точно не будет принцем. Вот я и захотел, чтобы принцем, в данном случае испанским, стал Плющенко. Потому что принц всегда на первом месте. 

- Что, на ваш взгляд, произошло с вашим учеником, как-то враз превратившимся из мальчика в мужа? 

- Прошлые годы были для Жени не очень хорошими. Невыгодными, что ли. Возраст 16-17 лет - это все-таки не то, что 18-20. Те три года, которые отделяют Плющенко от Ягудина, очень существенны для становления юноши. Поэтому не исключаю, что та неудача, которая постигла Евгения на чемпионате мира (там он стал лишь четвертым. - "Ъ"), объясняется тем, что он только становился мужчиной. Сегодня он им стал.
__________________________________________________________________________________


АЛЕКСЕЙ ЯГУДИН ПЕРЕИГРАЛ ЕВГЕНИЯ ПЛЮЩЕНКО В КОРОТКОЙ ПРОГРАММЕ ФИНАЛА ГРАН-ПРИ 



"Спорт сегодня" 17 февраля 2001
Игорь Порошин 

Финал Гран-при по фигурному катанию начался поистине триумфально для российских фигуристов. После короткой программы Елена Бережная и Антон Сихарулидзе лидируют в соревновании пар, Ирина Слуцкая - среди женщин, Алексей Ягудин - у мужчин. Лидерство Ягудина и следует признать главной сенсацией супертурнира в Токио. Сенсацией и загадкой. Только четырем судьям, поставившим Ягудина на первое место, известно, в чем он превзошел Евгения Плющенко в короткой программе. 

Тренер Евгения Плющенко Алексей Мишин наказан за самоуверенность. Три недели назад на чемпионате Европы в Братиславе Мишина спросили, что изменилось в Братиславе (где его подопечный с блеском выиграл второй титул чемпиона континента) по сравнению с Ниццей (где Плющенко не попал в число призеров чемпионата мира). "Только одна вещь, - с готовностью ответил Мишин. - Ягудин хорошо катался и в Ницце, и в Братиславе. Плющенко катался хорошо в Братиславе, а в Ницце - как никогда плохо в жизни". Таким образом, Мишин вывел закон борьбы противоположностей в современном мужском катании: если Плющенко хорошо катается, Ягудину никогда не победить его, как бы он ни был безупречен. Тогда, в Братиславе, Мишин казался точным в своем рассуждении. Плющенко - лучше всех, сильнее, совершеннее. И если сила не изменяет ему, как это было в Ницце, он обречен побеждать. Однако уже следующий турнир, финал Гран-при, отменил формулу Мишина. 

В короткой программе Плющенко выступал по жребию впереди Ягудина, и когда судьи выставили ему оценки - почти единогласные 5,8 за технику и 5,8-5,9 за представление, - это казалось обычной формальной перестраховкой. Вслед за Плющенко выступали Ягудин и новоиспеченный чемпион США Тимоти Гэйбл с прыжком, на который пока не решаются даже русские гиганты, - сальхов в четыре оборота. 

Это было обычное выступление Плющенко, когда с последним тактом "Болеро" Равеля хочется выкрикнуть: "Ну, так еще в этом сезоне он не катался!" А потом прилипаешь к экрану, чтобы поймать себя на чрезмерной впечатлительности, и пытаешься отыскать какие-то микроскопические расхождения с образом совершенства, заданным самим Плющенко. В этом сезоне не отделаться от чувства, что Плющенко состязается только с самим собой. Ни с кем больше. 

Эта убежденность только окрепла после того, как Гэйбл упал вначале на своем фирменном сальхове, а затем, уже скорее от расстройства, - на тройном акселе. Эту убежденность не поколебало даже выступление Ягудина - великий, лучший для него в этом сезоне прокат короткой программы. Ягудин был очень доволен. Но он не потрясал победно руками в конце программы, как это он обычно делает после чистого проката. Может, потому, что запомнил братиславское изречение Мишина, а может, потому, что прокат был не совсем чистым - выезжая с тройного акселя, он чиркнул лед коньком. 

С охапкой цветов Ягудин приземлился на диван в Kiss-n-Cry Corner и стал дожидаться оценок, спокойно переговариваясь с Татьяной Тарасовой. Диалог прервался на полуслове, когда на мониторе высветились баллы. Ягудин замер и даже немного подался вперед, как это делают люди, когда они не очень доверяют своему зрению. Четверо против трех судей поставили Ягудина на первое место, опровергнув таким образом Мишина. 

Как и подобает трехкратному чемпиону мира, Ягудин быстро собрался, торжественно помахал трибунам и пошел давать интервью: "В январе я подвернул лодыжку, гуляя по улице, и, сказать по правде, думал даже отказаться от участия в финале Гран-при. Сейчас я счастлив, что смог победить мое тело". 

Слава Ягудину, который победил свое тело, но тому, что ему удалось обыграть в короткой программе еще и тело Плющенко, можно найти только одно объяснение. Гран-при - турнир с откровенным коммерческим привкусом. Многие спортсмены относятся к нему почти как к показательным выступлениям. Фигурное катание - это шоу, которое делают не только спортсмены, но и судьи. Почему бы не создать интригу там, где эту интригу многие уже перестали чувствовать? Регламент финала Гран-при придуман так, что короткая программа ничего не решает там, где за победу борются двое. Ничего не определит и первая произвольная программа. После нее будет так называемый суперфинал, в котором известные двое разыграют первое место. Пусть там и победит сильнейший.
__________________________________________________________________________________
ЯПОНСКИЙ БОГ УЛЫБНУЛСЯ СЛУЦКОЙ И ПЛЮЩЕНКО 


"Советский спорт" 19 февраля 2001
Дарья Сребницкая 

Бережная и Сихарулидзе "подарили" 50 тысяч долларов канадцам. 
В Токио завершился финал "Гран-при" по фигурному катанию. Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко завоевали главные призы в 50 тысяч долларов в одиночном катании. 

Напомним, что финал во второй раз проходил по новым правилам. Сначала фигуристы представили короткие программы, затем — произвольные. А потом, в суперфинале, опять выступали с произвольными композициями, но уже другими, причем за золотые и серебряные медали имели право бороться те, кто по сумме "двоеборья" занял первое - второе места. "Бронзу" оспаривали участники, показавшие накануне третий - четвертый результаты, остальные сражались за пятое -шестое места. 

ПОВЕРЖЕННЫЙ ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ 

Женщинам пришлось выдержать испытание на выносливость. В течение суток они трижды выходили на лед, а разрыв между двумя произвольными программами составлял всего-то пять с половиной часов! 

Четырехкратная чемпионка Европы Ирина Слуцкая, воспитанница Жанны Громовой, первенствовала во всех видах "троеборья". Правда, в первой произвольной программе на музыку Минкуса из балета "Дон-Кихот", где Ире отведена роль Китри, спортсменка заставила своих поклонников поволноваться. Она ведь допустила ошибку в каскаде! Ее основная соперница трехкратная чемпионка мира американка Мишель Кван, представившая "Песню Черного лебедя", справилась с каскадом из двух тройных прыжков, но не избежала погрешностей в приземлении после нескольких тройных прыжков. Четверо из семи арбитров отдали преимущество Слуцкой. 

Зато во второй произвольной программе лидерство Слуцкой было безоговорочным. Кван, видно, сильно устала и поэтому не смогла выполнить ни одного сложного элемента. А Ира, казалось, каталась легко, так вошла в образ своей героини - Кармен, что создалось впечатление, что она и в жизни такая же коварная обольстительница. Впрочем, Слуцкая подчеркивает, что это "игра", просто она стала актрисой, может перевоплотиться в любого персонажа. И в этом, безусловно, заслуга известного хореографа Елены Матвеевой, которая работает с Ириной два сезона. 

- Я, как и все девочки, безумно устала, - призналась Слуцкая. - После короткой программы, завершившейся поздним вечером, спала два часа! Потом приехала на каток и в таком полусонном состоянии вынуждена была катать произвольную программу. Затем - короткий отдых в гостинице и снова - на лед. Нам создали экстремальные условия, устроили настоящий марафон! 

Экс-чемпионка мира Мария Бутырская, ученица Елены Чайковской, уступила в борьбе за третье место 15-летней Саре Хьюз, которой единственной удалось в обеих произвольных композициях прыгнуть каскады из двух тройных прыжков. Еще одна россиянка Елена Соколова довольствовалась последним, шестым, местом, проиграв Татьяне Малининой из Узбекистана. 

ГЛАДИАТОР ПРОИГРАЛ ДУЭЛЬ 

Замечательную дуэль продемонстрировали двукратный чемпион Европы Евгений Плющенко, ученик Алексея Мишина и трехкратный чемпион мира Алексей Ягудин, подопечный Татьяны Тарасовой. Заочную, разумеется. Невероятные страсти кипели воскресным утром - в день второй произвольной программы одиночников. Мужчины, в отличие от женщин, хорошо выспались. И великолепные результаты не заставили себя долго ждать! Первым выступал Плющенко. Под красивейшую музыку Эннио Мариконе из кинофильма "Однажды в Америке" он сперва прыгнул каскад из четверного и тройного тулупов, а спустя двадцать секунд - свою коронную комбинацию из четверного и тройного тулупов и двойного ритбергера, позже добавив к элементам ультра-си восемь тройных прыжков. 

Ягудину также удался каскад из прыжков в четыре и три оборота. Но он чуть не упал при исполнении второго четверного тулупа, стало быть, по технике Женя, как и на недавнем чемпионате Европы в Братиславе, превзошел соперника. А вот за артистичность оба фигуриста получили равное количество баллов. Кстати, программа Ягудина "Гладиатор" признана одной из лучших в мире! 

- Если вы заметили, моя композиция несет жизнеутверждающее начало. Я все-таки буду победителем, - рассказывает Ягудин. - Нельзя сказать, что я очень переживаю, что проиграл, все же выступал с подвернутой лодыжкой. Тем более что престижнейший старт сезона - чемпионат мира в Ванкувере - впереди. В Канаде я намерен откататься безошибочно. 

В борьбе за третье-четвертое места, развернувшейся между американцем Мэтью Савоем и чемпионом мира среди юниоров россиянином Ильей Климкиным из группы Игоря Русакова, победа досталась спортсмену из США. 

БЕРЕЖНАЯ УПАЛА 

Двукратные чемпионы мира в парном катании Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, лидировавшие после короткой программы, поднялись на вторую ступень пьедестала. Ученикам Тамары Москвиной отдали второе место по справедливости: в суперфинале Лена упала на выбросе, коснулась льда на тройном тулупе и вместо двойного акселя сделала одинарный. Пятьдесят тысяч "зеленых" радостно поделили канадцы Джеми Сэйл и Давид Пеллетье, чье катание тоже было не безгрешным - Джеми упала на тройном тулупе. Чемпионы мира питерцы Мария Петрова и Алексей Тихонов сумели занять только шестое место. 

Как и ожидалось, в состязаниях танцевальных дуэтов победу одержали Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо из Италии. Ирина Лобачева и Илья Авербух, воспитанники Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова боролись с ними, по мнению специалистов, на равных. Но мировой рейтинг в танцах имеет огромное значение, итальянцы в этом "списке" опережают россиян, однако Ира с Ильей набирают темп семимильными шагами. Хочется верить, что к Олимпийским играм в Солт-Лейк-Сити ребята "подтянутся".